Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (21), Июнь 2021


ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Скачать статью полностью

Автор: М.С. МАЛАЕВА,
руководитель отдела новых продуктов ООО «ИнтерКонсалт»
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Экономика пищевой промышленности

В данной работе рассмотрены основные проблемы развития пищевой промышленности в России, проанализированы причины их возникновения, а также дан статистический обзор развития отрасли. 
 
In this paper, the main problems of the development of the food industry in Russia are considered, the causes of their occurrence are analyzed, and a statistical overview of the development of the industry is given.
Ключевые слова: технологическое оборудование, технологический процесс, экологические требования, материалоемкость производства, инновационная активность, модернизация производства.
Keywords: technological equipment, technological process, environmental requirements, material intensity of production, innovative activity, modernization of production.

В данной работе рассмотрены основные проблемы развития пищевой промышленности в России, проанализированы причины их возникновения, а также дан статистический обзор развития отрасли. 

In this paper, the main problems of the development of the food industry in Russia are considered, the causes of their occurrence are analyzed, and a statistical overview of the development of the industry is given.

Ключевые слова: технологическое оборудование, технологический процесс, экологические требования, материалоемкость производства, инновационная активность, модернизация производства.

Keywords: technological equipment, technological process, environmental requirements, material intensity of production, innovative activity, modernization of production.

Проблема 1. Низкие темпы обновления технологического оборудования 

Основные фонды многих предприятий отрасли не обновляются десятилетиями, а если обновляются, то низкими темпами. Одна из причин такого положения – зависимость от поставок по импорту при значительных потребностях рынка технологического оборудования. Другая причина – это то, что 50% затрат на обновление материальной базы предприятия вынуждены нести самостоятельно, имея низкую рентабельность (9,6% в среднем в 2018 г.).

Потребности рынка в видах оборудования по важнейшим подотраслям оцениваются в процентных долях следующим образом: пищевые продукты, напитки и табачные изделия – 82,2%, хлебопекарня промышленность – 7,1%, производства по обработке и переработке молока – 4,5%.

Проблема 2. Несоответствие технологических процессов на предприятии экологическим требованиям

Многие пищевые предприятия относятся к объектам, оказывающим значительное негативное влияние на окружающую среду. Это крупные предприятия по переработке мяса и мясопродуктов, картофеля, фруктов и овощей, молочной продукции, растительных и животных масел и жиров и др.

Начиная с 2019 года в России все предприятия должны получать индивидуальный экологический паспорт и на основании его – экологическое разрешение, критерием получения которого будет соответствие технологических процессов на предприятии требованиям наилучших доступных технологий.

Проблема 3. Высокая материалоемкость производств и зависимость от импорта

В структуре себестоимости продукции пищевой и перерабатывающей промышленности материальные затраты доходят до 75%, в т.ч. сырье – составляет около 50%. В результате образовываются отходы в значительных объёмах, которые необходимо утилизировать при помощи современных технологий. Кроме того, отрасль становится экономически эффективной только при условии максимального использования отечественного сырья. Политика импортозамещения в значительной степени решила этот вопрос и как результат, обеспечено выполнение критериев Доктрины продовольственной безопасности, а также рекомендованных Минздравом РФ рациональных норм потребления по важнейшим продуктам питания – мясо, хлебобулочные изделия, картофель, сахар, растительное масло. Однако в отношении производства мяса крупного рогатого скота (КРС), а также молока и молочных продуктов рациональные нормы потребления не достигнуты несмотря на импорт этих продуктов. Также серьезные проблемы с обеспечением отечественным сырьем имеет крахмалопаточная промышленность.

Проблема 4. Низкий уровень инновационной активности

Инновационная активность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности находится на низком уровне – процентная доля инновационной продукции в структуре производства составляет 9–10% (например, в США – 50%). В предшествующие 5 лет рентабельность вложений в инновации была крайне низкой (5–6%).

Технологические инновации в пищевой и перерабатывающей промышленности, как правило, направлены на получение новой продукции с уникальными свойствами, а не на совершенствование применяемых технологий производства.

Проблема 5. Контроль предприятий иностранными компаниями

Многие из подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности России в значительной степени контролируются зарубежными компаниями: 

  • в табачной отрасли – на 96%, 
  • в пивной промышленности – на 80%,
  • на рынке переработки молока – 60%, 
  • на рынке соковой продукции – 70%, 
  • на рынке замороженных овощей – 80%, 
  • на рынке овощной консервации – 90%,
  • и т.д. 

Доля иностранного капитала в пищевой и перерабатывающей промышленности РФ составляет 60% и продолжает расти. Помимо положительных моментов, можно видеть, что работа иностранных компаний на российском рынке приводит к уводу прибыли за рубеж, а часто и к закрытию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

При проведении технологической модернизации отрасли с участием государства необходимо соблюдать российские интересы, в противном случае модернизация может рассматриваться как процесс инвестирования в иностранные компании, извлекающие прибыль от работы на территории РФ.

Проблема 6. Нехватка собственных средств для осуществления модернизации

Как показывает мировая практика модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности – это масштабные преобразования, которые не могут осуществляться без мощной государственной поддержки в условиях недостаточности собственных средств у производителей. Очевидно, что и в условиях России для успеха модернизации необходимо привлечение масштабных инвестиций из федерального и региональных бюджетов в условиях целенаправленной государственной политики.

Государственная политика в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности в России представлена следующими документами:

  • Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 г.  
  • Проект стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2030 г.  
  • Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г.  
  • Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.  
  • Доктрина продовольственной безопасности РФ.  

Список литературы

1. Таточенко И. М., Таточенко А. Л. Технологическая модернизация российской пищевой промышленности: вызовы, проблемы // Modern science [Электронный ресурс]. – М., 2020. – №   1-2. – Режим доступа: http://modsc.ru/.

2. Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. №   559-р (в ред. от 30 июня 2016 г. №   1378-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/65bZISIOP6bA0VSJ67GnnpKIhhoHhxgP.pdf. 

3. Проект стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barley-malt.ru/wp-content/uploads/2019/11/proekt-strategyy-razvytyja-pyschevoj-y-pererabatyvajuschej-promyshlennosty-rf.pdf. 

4. Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №   1931-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/KNMcvWfv5ZveFs1FtrfxqAyjlED28JsG.pdf. 

5. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. №   1029 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/oHAMAREx1e9uyphc0U8Vq5ikOoyMOrAo.pdf. 

6. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. №   20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу