Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (20), Июнь 2020


МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Скачать статью полностью

Автор: Е. В. ГОРШЕНИНА,
ген. директор ООО «Центр экономических исследований», д.э.н., профессор
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

Статья посвящена методическим и практическим вопросам оценки экономического потенциала региона-субъекта РФ. Автор использует многомерную оценку экономического потенциала на основе обеспеченности региона трудовыми ресурсами, основными фондами, а также с учётом финансовой и инвестиционной обеспеченности. Методика основывается на авторской трактовке понятия «экономический потенциал» и включает типологию регионов по семи группам. Особое внимание уделяется объективности исходных данных, а также сравнениям экономического потенциала на основе многомерной средней величины. Авторская методика оценки экономического потенциала региона-субъекта РФ строиться на основе четырёх методологических принципов и имеет практическую направленность. В статье приведены результаты практических расчётов по авторской методике.

The article is devoted to methodological and practical issues of assessing the economic potential of the region-a subject of the Russian Federation. The author uses a multidimensional assessment of economic potential based on the region's availability of labor resources, fixed assets, as well as financial and investment security. The method is based on the author's interpretation of the concept of «economic potential» and includes a typology of regions in seven groups. Special attention is paid to the objectivity of the initial data, as well as to the comparison of economic potential based on a multidimensional average. The author's methodology for assessing the economic potential of a region-a subject of the Russian Federation is based on four methodological principles and has a practical orientation. The article presents the results of practical calculations using the author's method.
Ключевые слова: регион-субъект РФ, оценка и типология регионов, экономический потенциал региона, обеспеченность региона трудовыми ресурсами, обеспеченность региона основными фондами, финансовая обеспеченность региона, инвестиционная обеспеченность региона.
Keywords: region-subject of the Russian Federation, assessment and typology of regions, economic potential of the region, provision of the region with labor resources, provision of the region with fixed assets, financial security of the region, investment security of the region.

The article is devoted to methodological and practical issues of assessing the economic potential of the region-a subject of the Russian Federation. The author uses a multidimensional assessment of economic potential based on the region's availability of labor resources, fixed assets, as well as financial and investment security. The method is based on the author's interpretation of the concept of «economic potential» and includes a typology of regions in seven groups. Special attention is paid to the objectivity of the initial data, as well as to the comparison of economic potential based on a multidimensional average. The author's methodology for assessing the economic potential of a region-a subject of the Russian Federation is based on four methodological principles and has a practical orientation. The article presents the results of practical calculations using the author's method.

Ключевые слова: регион-субъект РФ, оценка и типология регионов, экономический потенциал региона, обеспеченность региона трудовыми ресурсами, обеспеченность региона основными фондами, финансовая обеспеченность региона, инвестиционная обеспеченность региона.

Keywords: region-subject of the Russian Federation, assessment and typology of regions, economic potential of the region, provision of the region with labor resources, provision of the region with fixed assets, financial security of the region, investment security of the region.

Введение

Территориальная проблематика в России активно разрабатывается многие десятилетия, но экономическая реформа диктует новые направления исследования и решения проблем регионального развития. Сегодня необходим переход на актуальные инструменты управления на основе инновационной переориентации и с учетом потенциальных возможностей регионов. Одним из таких инструментов управления выступает оценка и типология регионов по экономическому потенциалу. Это важная научная и практическая задача, решение которой обеспечит существенный вклад в повышение эффективности и конкурентоспособности регионов России.

Региональные проблемы хозяйственного развития и экономической политики всегда находились под пристальным вниманием отечественных учёных. Наиболее известны научные подходы к изучению регионов-субъектов РФ следующих учёных: А.И. Татаркина [18, 19],  А.А. Румянцева [15], Г.А. Унтуры [21,22], А.С. Маршаловой [8] А.С. Новосёлова [8,9], В.Н. Лексина [3, 4, 5], А.Н. Швецова [3], П.А. Минакир [6, 7], С.А.Суспицына [16, 17]. Несмотря на внимание со стороны исследователей к вопросам регионального развития и многочисленные работы, многие направления этой многогранной проблемы не решены, являются дискуссионными и требуют, на наш взгляд, дальнейшей разработки. К такому направлению относится комплексная оценка способности региона-субъекта РФ к расширенному воспроизводству с учётом основных факторов развития и экономического потенциала территории.

1. Постановка задачи

Выработка направлений экономической политики региона напрямую зависит не только от ясного представления о процессах, протекающих в самом регионе, но и от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Данный подход предполагает проведение оценки и типологии регионов на основе данных об экономическом потенциале территории. В связи с этим возникают две проблемы: во-первых, это подбор адекватной методики типологии регионов; во-вторых, обеспечение объективности исходных данных.

Многочисленные исследования, касающиеся оценки и типологии регионов России, представляют собой пёструю картину [1, 2]. Подходы, представленные в них, в значительной степени отличаются друг от друга. Авторская методика по оценке и типологии регионов-субъектов РФ – это ориентация на средний уровень экономического потенциала. Именно такой подход позволит узнать степень соответствия региона российским реалиям и установить достигаемую «планку» развития.

Среди отечественных учёных нет единого мнения в трактовке термина «экономический потенциал“. Поэтому возникает методическая трудность в выборе конкретных оценочных показателей или индикаторов для оценки экономического потенциала. Кроме того, по мнению автора, требуемые показатели должны соответствовать следующим условиям: во-первых, количественно отражать меру обособления регионов друг от друга; во-вторых, быть характерными для всех регионов; в-третьих, быть сопоставимыми во времени и пространстве. Соблюдение этих условий обеспечивается использованием данных официальной статистики (Росстата), а также оригинальной научно-обоснованной методики, адаптированной к специфическим особенностям развития регионов России.

2. Методические аспекты оценки экономического потенциала

Существует множество, как трактовок, так и вариантов исследования экономического потенциала региона [20, 23, 24–27]. Авторская методика оценки и типологии регионов-субъектов РФ по экономическому потенциалу состоит из четырёх разделов.

Первый раздел методики – это учёт следующих методологических принципов [2]:

1) комплексные оценки и многовариантность в расчётах;

2) учёт региональной специфики;

3) информационная обеспеченность исследования с опорой на реально существующую отчётно-статистическую базу;

4) практическая реализуемость, использование относительно простых методических приёмов и доведение выводов до уровня конкретных рекомендаций.

Второй раздел методики – это шесть этапов оценки и построения типологии.

На первом этапе осуществляется сбор исходных данных из источников официальной статистики. На втором этапе производится расчёт показателей и придание им позитивного характера. Третий этап – это процедура нормализации показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. На четвёртом этапе определяются весовые коэффициенты показателей.

Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах происходит на пятом этапе. Шестой, заключительный этап посвящён типологии регионов по баллам, построению рейтинговых таблиц и графиков.

При определении типов используется многомерная средняя величина и производится ранжирование по огиве распределения. Регионы распределяются по двум группам, которые распадаются на типы. Первая группа – это регионы с уровнем экономического потенциала выше среднего. В этой группе выделяются четыре типа: регионы-лидеры, локомотивные регионы, опорные регионы, развивающиеся регионы. Вторая группа – это регионы с уровнем экономического развития ниже среднего. В эту группу входят три типа: консервативные регионы, депрессивные регионы, регионы-“аутсайдеры».

Третий раздел методики – это структура оценки и комплекс показателей. Экономический потенциал региона рассматривается как комплексная оценка способности региона к расширенному воспроизводству с учётом основных факторов развития. На этой основе определяется комплекс показателей экономического потенциала региона-субъекта РФ, учитывающий собственные региональные ресурсы устойчивого экономического роста. Экономический потенциал оценивается по обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами, а также по финансовой и инвестиционной обеспеченности [2].

Обеспеченность трудовыми ресурсами оценивается по двум показателям. Это – уровень участия в рабочей силе и скорректированный коэффициент демографической нагрузки. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.

Уровень участия в рабочей силе отражает степень занятости трудоспособного населения в экономике региона. Рассчитывается как отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Скорректированный коэффициент демографической нагрузки характеризует обеспеченность региона лицами трудоспособного возраста с учётом лиц нетрудоспособных возрастов. Показывает, сколько приходится лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособных возрастов.

Обеспеченность основными фондами оценивается по двум показателям. Это – фондовооруженность и степень сохранности основных фондов. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.

Фондовооруженность характеризует оснащённость основными фондами работников предприятий региона. Рассчитывается как отношение полной учётной стоимости основных фондов к среднегодовой численности занятых в экономике, в млн. рублей на человека.

Степень сохранности основных фондов отражает уровень готовности предприятий региона к воспроизводству. Рассчитывается как разница между 100-процентной сохранностью и процентом износа.

Финансовая и инвестиционная обеспеченность оценивается тремя показателями: обеспеченность доходной части бюджета, удельный вес прибыльных организаций, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.

Обеспеченность доходной части бюджета отражает процесс формирования регионального бюджета. Рассчитывается в процентах с учётом соотношения налоговых и безвозмездных поступлений в доходы регионального бюджета. 

Удельный вес прибыльных организаций характеризует финансовое состояние предприятий региона. Рассчитывается как разница между 100 процентами и процентом убыточных предприятий.

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал отражает инвестиционные возможности региона и рассчитывается в сопоставимых ценах.

Четвёртый раздел методики – это источники информации. В соответствии с авторской методикой все расчёты проводятся только на материалах официальной статистики. В данном исследовании использованы статистические сборники «Регионы России. Социально-экономические показатели». Это позволяет обеспечить надёжность и достоверность исходных данных, прозрачность, объективность и независимость информации.

3. Практические аспекты оценки экономического потенциала

Один из вариантов авторской методики оценки экономического потенциала региона был впервые апробирован при расчёте рейтингов регионов, опубликованных в журнале «Рейтинги» [11–14]. К настоящему времени методика прошла корректировку и состоит из 6 этапов.

Этап 1. Сбор исходных данных из источников официальной статистики. Из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели, 2019 г.“ [10] выбраны следующие данные:

  • среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;
  • уровень участия в рабочей силе, %;
  • коэффициенты демографической нагрузки;
  • основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.;
  • степень износа основных фондов (на конец года; в %);
  • доходы консолидированного бюджета субъекта РФ (миллионов руб. всего);
  • безвозмездные поступления в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, млн руб.;
  • удельный вес убыточных организаций (в % от общего числа организаций);
  • индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году).

Этап 2. Расчёт показателей и придание им позитивного характера. Обработаны следующие показатели:

1) уровень участия в рабочей силе, %;

2) скорректированный коэффициент демографической нагрузки;

3) фондовооруженность, тыс. руб. на занятого; 

4) степень сохранности основных фондов, %;

5) обеспеченность доходной части бюджета, %;

6) удельный вес прибыльных организаций, %;

7) индекс физического объёма инвестиций в основной капитал.  

Этап 3. Нормализация показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. Проведены расчёты по показателям, приведённым на этапе 2.

Этап 4. Определение весовых коэффициентов показателей. Веса распределены следующим образом (один из возможных вариантов): 1 – 0,2; 2 – 0,2; 3 – 0,1; 4 – 0,1; 5 – 0,1; 6 – 0,1; 7 – 0,2.

Этап 5. Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах. Проведены расчёты за 2018 год по 85 регионам субъектам РФ.

Этап 6. Типология регионов по баллам, построение рейтинговых таблиц и графиков. Построена типология регионов и рейтинг регионов России за 2018 год по экономическому потенциалу (многомерная оценка в баллах). Результаты представлены ниже.

Регионы-лидеры – Ямало-Ненецкий автономный округ – 73,20.

Локомотивные регионы: Камчатский край – 56,12; г. Санкт-Петербург – 56,01; г. Москва – 56,00; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 55,9. 

Опорные регионы: Московская область – 50,73; Республика Саха (Якутия) – 50,33; Чукотский автономный округ – 50,18; Ленинградская область – 50,16; Сахалинская область – 49,32; Мурманская область – 49,11; Республика Коми – 48,29; Ненецкий автономный округ – 47,5; Хабаровский край – 47,45; Республика Татарстан – 47,29; Иркутская область – 47,25; Магаданская область – 47,10.

Развивающиеся регионы: Тюменская область – 44,81; Красноярский край – 44,72; Приморский край – 44,58; Амурская область – 44,21; Архангельская область – 44,10; Вологодская область – 44,01; г. Севастополь – 42,00; Кабардино-Балкарская Республика – 41,24; Омская область – 41,11; Томская область – 41,05; Смоленская область – 40,38; Белгородская область – 40,28; Калининградская область – 40,25; Тверская область – 40,18; Ростовская область – 40,15; Тульская область – 40,13; Курская область – 40,10; Калужская область – 40,05; Ярославская область – 40,02; Липецкая область – 38,91; Республика Башкортостан – 38,74.

Консервативные регионы: Нижегородская область – 38,67; Самарская область – 38,63; Воронежская область – 38,61; Владимирская область – 38,53; Новосибирская область – 38,51; Удмуртская Республика – 38,00; Республика Мордовия – 37,98; Челябинская область – 37,95; Забайкальский край – 37,75; Астраханская область – 37,72; Краснодарский край – 37,15; Новгородская область – 37,10; Еврейская автономная область – 36,85; Свердловская область – 36,84; Республика Дагестан – 36,60; Ставропольский край – 36,44; Карачаево-Черкесская Республика – 36,32; Саратовская область – 36,07; Карелия – 35,62; Республика Ингушетия – 35,51; Брянская область – 35,42; Волгоградская область – 35,35; Пермский край – 35,06; Республика Хакасия – 34,06; Чувашская Республика – 34,01; Кемеровская область – 33,98; Кировская область – 33,83; Костромская область – 33,79; Орловская область – 33,66; Оренбургская область – 33,58; Чеченская Республика – 33,47; Псковская область – 32,29; Ивановская область – 32,17; Ульяновская область – 31,15; Республика Алтай – 31,05; Алтайский край – 31,01; Республика Бурятия – 29,96; Республика Адыгея – 29,60; Республика Северная Осетия-Алания – 29,32.

Депрессивные регионы: Тамбовская область – 28,30; Пензенская область – 28,14; Рязанская область – 28,12; Республика Калмыкия – 28,10; Курганская область – 27,00; Республика Марий Эл –25,85; Республика Крым – 25,25.

Регионы-“аутсайдеры»: Республика Тыва – 18,93.

Распределение регионов между типами рейтинга меняется ежегодно, т.к. многомерная средняя величина принимает разные значения. Например, в 2011 г. – 41,31; в 2018 г. – 39,03. За последние 5 лет экономический потенциал снизился, о чем свидетельствуют следующие данные:

  • регионы с уровнем экономического потенциала выше среднего: 2011 г. – 49,5%; 2018 г. – 44,7%;
  • регионы с уровнем экономического потенциала ниже среднего: 2011 г. – 50,5%; 2018 г. – 55,3%;

Авторская методика позволяет проводить оценку по разным вариантам. Примерный перечень аналитических таблиц и графиков, полученный в результате реализации методики оценки (многомерная оценка) включает типологию регионов России по типам рейтинга, ранжирование регионов России, типологию регионов России с разбивкой по федеральным округам и др.

Заключение

Практическая реализация предложенной методики оценки экономического потенциала региона-субъекта РФ даёт типологию регионов, которая адекватно отражает их пространственную и временную дифференциацию. Место конкретного региона в типологии отражает его способность к решению важных социально-экономических проблем и достижению приоритетных целей, а также дополняет существующие оценки и даёт региональным властям независимую экспертизу.

Типология регионов-субъектов РФ даёт возможность каждому региону выработать направления инновационной экономической политики в зависимости от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Кроме того, типология позволяет учесть потенциальные возможности региональных проектов, адекватно оценить уровень инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности производств и видов деятельности, формирующих потенциал развития в регионе.

Список литературы

1. Горшенина Е. В. Проблемы типологии регионов-субъектов РФ // Экономические исследования [Электронный ресурс]. – 2011. – №  3. – Режим доступа: http://erce.ru.

2. Горшенина Е. В. Региональные экономические исследования: теория и практика: Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2009. – С. 204.

3. Лексин В., Швецов А. Программные методы территориального развития // Российский экономический журнал. – 2013. – №  2. – С. 58–62.

4. Лексин В. Н. Региональная действительность и региональные исследования // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – №  2 (82). – С. 7–38.

5. Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал. – 2011. – №  9–10. – С. 73–77. 

6. Минакир П. А. Теоретические аспекты исследования пространственных экономических систем // Журнал экономической теории. – 2017. – №  3. –С. 7–10.

7. Минакир П. А. Экономический рост и развитие: региональное приложение // Федерализм. – 2013. – №  2. – С. 49–62.

8. Новоселов А. С., Маршалова А. С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2017. –№  3 (121). – С. 189–197. 

9. Новоселов А. С. Регион: теория и практика управления экономикой. – Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2011. – С. 466.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. – Росстат. – М., 2019. – 1204 с.

11. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2010. – №  1.

12. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2011. – №  12.

13. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2012. – №  12.

14. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2013. – №  12.

15. Румянцев А. А. Институциональные возможности развития инновационной деятельности в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №  4 (46). – С. 184–198.

16. Суспицын С. А. Измерения в пространстве региональных индикаторов: методология, методики, результаты. – Регион: Экономика и Социология, 2014. – №  3 (83). – С. 3–30.

17. Суспицын С. А. О новой парадигме отношений регионов и федерального центра. – Интерэкспо Гео-Сибирь, 2016. – №  3/3. – С. 13–19.

18. Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. – 2015. – №  5. – С. 88–91.

19. Татаркин А. Региональные институты модернизации пространственного развития Российской Федерации // Современные производительные силы. – 2015. – №  1. – С. 102–104.

20. Украинчук Е. В. Теоретико-методические подходы к оценке экономических потенциалов регионов России для определения точек экономического роста // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – №  24. – С. 130–135.

21. Унтура Г. А. Инновационное развитие регионов России: неравномерность, кооперация и конкуренция. – Регион: Экономика и Социология, 2015. – №  1 (85). – С. 275–304.

22. Унтура Г. А. Стратегическая поддержка регионов России: проблемы оценки статуса территорий инноваций. – Регион: Экономика и Социология, 2012. – №  1 (73). – С. 123–141.

23. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (на 2002–2010 годы и до 2015 года: Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection=1&backlink=1&nd=201009482&page=1&rdk=0#I0. – Загл. с экрана.

24. Черницкий С. В. Комплексная методика оценки экономического потенциала регионов. – Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. – №  5 (27). – С. 208–213.

25. Швецов А. Н. Методология и практика исследований территориальных систем. – Регион: Экономика и Социология, 2011. – №  2. – С. 292–297. 

26. Шулаева О. В., Есенин М. А., Агекян Э. А. Российский и зарубежный опыт формирования системы показателей для оценки экономического потенциала регионов // Экономика, статистика и информатика. – Вестник УМО, 2015. – №  3. – С. 225–232.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу