Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №4 (19), Декабрь 2019


ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ГОФРОКАРТОНА

Скачать статью полностью

Автор: Н.А. МАНСУРОВА,
к.э.н., доцент кафедры математической статистики и системного анализа Тверского государственного университета

лаборант-исследователь Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина России (г. Москва)

Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)

В статье рассмотрены конкурентные преимущества предприятия отрасли производства гофрокартона, разработаны критерии и проведена оценка конкурентных преимуществ АО «Каменская бумажно-картонная фабрика» с использованием многоугольника конкурентоспособности.

The article considers the competitive advantages of the enterprise of the corrugated cardboard industry, developed criteria and evaluated the competitive advantages of JSC «Kamenskaya paper and cardboard factory» using the competitiveness polygon.
Ключевые слова: конкурентные преимущества предприятий отрасли производства гофрокартона и гофротары, многоугольник конкурентоспособности.
Keywords: competitive advantages of enterprises in the production of corrugated cardboard and corrugated packaging, the polygon of competitiveness.

The article considers the competitive advantages of the enterprise of the corrugated cardboard industry, developed criteria and evaluated the competitive advantages of JSC «Kamenskaya paper and cardboard factory» using the competitiveness polygon.

Ключевые слова: конкурентные преимущества предприятий отрасли производства гофрокартона и гофротары, многоугольник конкурентоспособности.

Keywords: competitive advantages of enterprises in the production of corrugated cardboard and corrugated packaging, the polygon of competitiveness.

Конкурентные преимущества предприятия – это факторы и характеристики, благодаря которым предприятие превосходит своих конкурентов. Каждый руководитель предприятия заинтересован в создании, поддержании и развитии конкурентных преимуществ, а для этого необходимо четкое понимание источников и видов конкурентных преимуществ. Вопросам определения и оценки конкурентных преимуществ промышленных предприятий уделяется большое внимание в работах ученых [1, 3, 5, 6, 7], однако они носят общий характер не учитывая специфику отраслей. 

Действительно, ряд конкурентных преимуществ вполне универсален, например, издержки, сроки (время), опыт, особые условия, узкая специализация и др. Но ряд преимуществ обусловлен спецификой производства или рынка, и требует детального изучения. 

Рассмотрим конкурентные преимущества относительно предприятия отрасли производства гофрокартона. Автором были выделены следующие конкурентные преимущества:

  • выполнение предприятием договорных обязательств;
  • наличие собственной лаборатории контроля качества продукции;
  • сроки внедрения новых разработок в рамках выпуска основной продукции;
  • расширение линейки выпускаемой продукции;
  • наличие широкого спектра сопутствующих услуг при выполнении индивидуальных заказов;
  • наличие высокотехнологичного оборудования;
  • эффективное использование энергоресурсов;
  • расширение рынка сбыта;
  • наличие собственного автопарка;
  • политика поддержки высококвалифицированных кадров.

Критерии оценки данных конкурентных преимуществ, разработанные автором, представлены в таблице 1

Следует отметить, что каждое предприятие обладает индивидуальным набором конкурентных преимуществ. В зависимости от цели проведения оценки набор конкурентных преимуществ, так же будет меняться.

Представленные конкурентные преимущества и критерии их оценки дают возможность применять при оценке конкурентоспособности динамический подход. По мнению Толстикова Е. А. [4], динамический подход основывается на двух основных принципах: определение ключевых индикаторов деятельности предприятия и применение их в отношении динамического анализа.

Каменская бумажно-картонная фабрика – один из ведущих производителей целлюлозно-бумажного сектора лесной отрасли центрального региона России, обладающий полным циклом производства качественной упаковки из гофрокартона собственного производства, а также сырья для производства гофрокартона.

Основные бизнес-направления деятельности предприятия на сегодняшний день:

  • производство гофрокартона и упаковки из гофрокартона;
  • производство бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона.

Объемы выпуска основных видов продукции представлены на рисунке 1. 

За анализируемый период производство гофрокартона и упаковки из гофрокартона увеличилось на 36854 тонны или на 27%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло снижение объемов производства на 5220 тонн или 2,9%. Частично это связано с переходом в 2017 году на выпуск упаковки из 5-ти слойного гофрированного картона с профилем ВЕ. Профиль ВЕ «вытеснил» из ассортимента ранее производимый профиль СЕ, т.к. при незначительном проигрыше в прочностных свойствах он имеет ряд важных технологических и потребительских преимуществ (по сравнению с профилем СЕ):

  • более высокая загрузка транспорта;
  • лучше отвечает требованиям формирования упаковки на автоматических линиях;
  • более легкий материал.

Увеличение производства бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона в 2014 году по сравнению с 2013 на 119019 тонн или в 2, 2 раза связано с началом выпуска новых видов продукции:

  • картона для плоского слоя SFT Liner;
  • бумаги для гофрирования SFT Medium.

В последующие годы темпы прироста значительно снизились, однако общая тенденция сохраняется. За анализируемый период увеличение объема производства бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона составило 155815 тонн или 2,6 раза.

Каменской БКФ располагает производственными мощностями, позволяющими вырабатывать в год 190 млн.м² гофропродукции, 300 тыс. т. тарного картона, поэтому представленные объемы выпуска не являются предельно возможными.

В структуре предприятия имеется собственная лаборатория контроля качества продукции. Вся производимая продукция экологически чистая и соответствует требованиям государственных стандартов и технических условий. Кроме обязательной сертификации, предприятие в 2016 году прошло добровольный сертификационный аудит по международной системе безопасности пищевых продуктов FSSC 22000, одобренной международными организациями Глобальная инициатива по безопасности пищевых продуктов (GFSI) и Европейская конфедерация производителей пищевых продуктов и напитков (CIAA).

Все производственные подразделения Каменской БКФ имеют службы контроля для исследования качества на каждом этапе процесса производства, где в лабораторных условиях по соответствующим методикам ведется непрерывный входной, промежуточный и конечный контроль качества выпускаемой продукции.

При производстве упаковки из гофрокартона предприятие оказывает заказчикам ряд сопутствующих услуг (табл. 2).

На региональном рынке гофрокартона и гофроупаковки доля Каменской БКФ составляет 84,7% или 174 900 тонн, в таблице 3 представлены основные конкуренты на региональном рынке.

Месторасположение фабрики является довольно выгодным, соседство двух мегаполюсов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивает ряд дополнительных преимуществ – хорошую логистику и низкие затраты на перевозку. Однако, это же определяет тесное соседство с конкурентами.

По результатам 2017 года, доля Каменской БКФ на российском рынке гофропродукции составляет 3,0%, основные конкуренты представлены в таблице 4.

Развитая транспортная инфраструктура и наличие собственного автопарка у Каменской БКФ делают возможным работу со всеми регионами Российской Федерации и странами СНГ. В таблице 5 указаны основные потребители гофропродукции в 2017 году.

Выручка Каменской БКФ за анализируемый период выросла в 3,1 раза и составила 8208947 тыс. руб. Не смотря на снижение объемов выпуска в 2017 году выручка по сравнению с 2016 годом выросла на 7,27% в связи с увеличением доли продаж картона нового производства с профилем BE (рис. 2). Размер прибыли за анализируемый период увеличился в 16,5 раза и достиг 1120802 тыс. руб. В 2017 году произошло незначительное снижение прибыли на 14770 тыс. руб. или 1,3%. 

Каменской БКФ проводит политику поддержки кадров. Ставка сделана на воспитание «своих» специалистов – предприятие принимает на технологическую практику студентов из многих высших учебных заведений Тверской области, а также профильных учебных заведений других регионов с предоставлением рабочих мест и с оплатой труда, с последующим их трудоустройством после окончания обучения. 

В таблице 6 представлен состав персонала организации по уровню образования. Как видно из таблицы, рост численности персонала с высшим образованием имеет положительную тенденцию, а численность низкоквалифицированных сотрудников снижается. Руководство приветствует желание работников получать высшее образование и за счёт средств предприятия проводится работа по освоению новых рабочих профессий, повышение квалификации работников, организуются тематические тренинги, мастер-классы и стажировки в профильных российских компаниях.

Представленный выше анализ показал, что Каменской БКФ обладает достаточным количеством факторов, являющимися источниками конкурентного преимущества и позволяющего предприятию лидировать на рынке гофроизделий и целлюлозно-бумажной продукции. С другой стороны, у Каменской БКФ существует достаточное количество конкурентов, которым принадлежат значительные доли рынка, поэтому необходимо стремиться к упрочнению своего положения на рынке, а для этого необходимо знать сильные и слабые стороны предприятия. 

Используя рассмотренные выше конкурентные преимущества и критерии их оценки проведем оценку конкурентоспособности Каменской БКФ  с помощью построения многоугольника конкурентоспособности. Данный метод позволяет быстро и наглядно провести сравнение анализируемого предприятия с основными конкурентами. А также разработать автоматизированную информационную систему оценки конкурентоспособности организации [2].

Выше проведенный анализ позволил выявить основных конкурентов Каменской БКФ: АО «Архбум» Истра, НАО «Смерфит Каппа СПб», АО «Илим». По ним и анализируемому предприятию были составлены опросные листы и проведен опрос экспертов. Построение многоугольника конкурентоспособности подразумевает оценку всех выделенных конкурентных преимуществ по 10-ти бальной шкале от 1 до 10. Для перевода ответов экспертов в числовое значение будем использовать таблицу ключей (табл. 7).

Построим многоугольник конкурентоспособности (рис. 3).

Из рисунка 3 видно, что АО «Каменская бумажно-картонная фабрика» уступает конкурентам по таким параметрам как:

  • выполнение предприятием договорных обязательств;
  • сроки внедрения новых разработок в рамках выпуска основной продукции;
  • расширение линейки выпускаемой продукции;
  • наличие высокотехнологичного оборудования;
  • эффективное использование энергоресурсов.

Полученные выводы должны повлечь за собой четкие управленческие решения, позволяющие, Каменской БКФ укрепить свои позиции на рынке и повысить уровень конкурентоспособности.

Построение многоугольника конкурентоспособности обеспечивает высокую степень наглядности имеющихся сильных и слабых сторон и предоставляет возможность сравнительной оценки ключевых преимуществ компаний-конкурентов. Сопоставление полученных результатов становится отправной точкой для определения действительной конкурентоспособности компании и создает достаточные основания для совершенствования деятельности компании и усиления ее позиций на рынке.

Список литературы

1. Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В., Шаталов М. А. Механизм обеспечения конкурентных преимуществ промышленных предприятий на региональном уровне // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2015. – №  4 (4). – С 1.

2. Кузьмина А. С., Мансурова Н. А. Построение многоугольника конкурентоспособности посредством разработки скриптов РНР // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2019. – №  3. – С. 95–101.

3. Оболенская Л. В., Абдикеев Н. М. Научно-технологические конкурентные преимущества и факторы их формирования // Друкеровский вестник. – 2019. –№  4 (30). – С. 57–69.

4. Толстиков Е. А. К вопросу о выборе метода оценки конкурентоспособности предприятия // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №  11-1. – С. 204–208.

5. Угурчиев О. Б., Угурчиева Р. О. Формирование конкурентных преимуществ промышленного комплекса // Вестник Академии знаний. – 2019. – №  1 (30). – С. 174–177.

6. Урумбаева Р. Н., Кублин И. М. К вопросу о конкурентоспособности промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2016. – №  3 (62). – С. 61–65.

7. Яксанова Н. Н., Яксанов Д. С. Разработка методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях // Экономический журнал. – 2018. – №  3 (51). – С. 33–49.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу