Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (19), Июнь 2019


ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Скачать статью полностью

Автор: Е.Ю. ПЕРЬКОВА,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Курского государственного медицинского университета
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Финансы

В статье проводится анализ структуры и динамики расходов организаций, осуществляющих спортивную деятельность. В исследовании было установлено, что в Российской Федерации произошли организационные изменения в структуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Всего расходы организаций возросли за период 2014-2018 гг. на 36,7%, структура расходов практически не изменилась. Больше всего выделяется средств для осуществления деятельности ДЮСШ и СДЮСШОР, а также в последнее время возросли расходы СШОР. В структуре финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеются отличительные особенности – в одних среди источников финансирования преобладают муниципальные бюджеты, в других – бюджет субъектов РФ.

The analysis of structure and dynamics of expenses of the organizations performing sports activity is executed in article. The study revealed that in the Russian Federation there have been organizational changes in the structure of organizations engaged in sports training. Total expenses of organizations increased for the period 2014-2018 by 36.7%, and the structure of expenditures has not changed. The highest amount of funds was allocated for the implementation of the activities of DYUSSH and SDUSHOR. In the structure of financing organizations engaged in sports training, there are distinctive features – in some among the sources of funding dominated by municipal budgets, in others – the budget of the subjects of the Russian Federation.
Ключевые слова: расходы, финансирование, физическая культура и спорт, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты, статьи расходов.
Keywords: expenses, financing, physical culture and sport, Federal budget, budgets of subjects of the Russian Federation, municipal budgets, articles of expenses.

The analysis of structure and dynamics of expenses of the organizations performing sports activity is executed in article. The study revealed that in the Russian Federation there have been organizational changes in the structure of organizations engaged in sports training. Total expenses of organizations increased for the period 2014-2018 by 36.7%, and the structure of expenditures has not changed. The highest amount of funds was allocated for the implementation of the activities of DYUSSH and SDUSHOR. In the structure of financing organizations engaged in sports training, there are distinctive features – in some among the sources of funding dominated by municipal budgets, in others – the budget of the subjects of the Russian Federation.

Ключевые слова: расходы, финансирование, физическая культура и спорт, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты, статьи расходов.

Keywords: expenses, financing, physical culture and sport, Federal budget, budgets of subjects of the Russian Federation, municipal budgets, articles of expenses.

Финансирование социально значимых отраслей в Российской Федерации происходит, в основном, за счет бюджетных средств. Развитие физической культуры и спорта является стратегически значимой задачей для государства, поскольку здоровье нации и обороноспособность страны во многом обеспечиваются благодаря повышению уровня физической активности и подготовки граждан. 

В Российской Федерации система финансирования физической культуры и спорта разделена на несколько уровней. Полномочия федерального уровня заключаются в финансировании мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, а развитие массового спорта – это финансовая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1]. К сожалению, спонсорство в российском спорте развито слабо, в отличие от США. При этом в нашей стране предпринимаются активные попытки развития государственно-частного партнерства в реализации крупных спортивных проектов, а также привлечения частных инвесторов для спонсирования развития отдельных видов спорта и команд. 

Благодаря реализации Федеральных целевых программ по развитию спорта в России удалось, начиная с 2006 г., значительно улучшить спортивную инфраструктуру, увеличить популярность систематических занятий спортом среди населения и переломить негативные тенденции развития спорта. Даже несмотря на кризис, финансирование развития физической культуры и спорта практически не пострадало. Недавно была введена новая практика в финансировании спорта – субъекты федерации получают индивидуальные задания на подготовку спортсменов сборных команд страны и финансирование из федерального бюджета, превращаясь в своеобразные точки роста. В стране функционирует более 6,5 тыс. спортивных школ, из которых почти 800 относятся к специализированным учреждениям олимпийского резерва. В действующей Федеральной программе по развитию спорта до 2020 г. делается упор на создание малобюджетных объектов спорта, располагающихся в шаговой доступности для населения. На реализацию Программы по развитию спорта в период на 2016-2020 г. из федерального бюджета выделено 74,0 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов РФ – 18,9 млрд. руб., а из внебюджетных источников всего 4,5 млрд. руб. [2]. 

И, тем не менее, в системе бюджетных расходов Российской Федерации физической культуре и спорту отводится небольшое место [3]. Объемы финансирования напрямую влияют на динамику увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, в регионах Российской Федерации [4]. 

Наиболее эффективно развитие физической культуры и спорта реализуется в Центральном федеральном округе, где показатели развития спорта выше, чем в других федеральных округах. В то же время на фоне неблагоприятных социальных явлений в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах в период 2013–2017 гг. финансирование физической культуры и спорта резко здесь возросло, что должно поспособствовать активизации развития массового спорта в регионах [5]. 

В регионах Центрального Черноземья финансирование физической культуры и спорта имеет волнообразный характер, но в совокупности все факторы, оказывающие влияние на развитие массового спорта в регионах, обуславливают благоприятные тенденции развития спорта. Среди регионов Центрального Черноземья наиболее успешно финансирование развития спорта реализуется в Курской и Белгородской областях, где в динамике отмечается увеличение как численности, так и доли систематически занимающихся спортом [6].

В Российской Федерации функционируют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Деятельность одних направлена на развитие и поддержание детско-юношеского и массового спорта, а других – на подготовку олимпийского резерва страны и развитие спорта высших достижений. 

Финансирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, дифференцировано по объемам и источникам. В ходе реорганизации структуры организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 2016 г., помимо привычных ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и ЦСП появились спортивные школы (СШ), спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и центры олимпийской подготовки (ЦОП). В больше степени произошел переход имеющихся организаций в другую категорию, но и было создано немало новых объектов. Динамика финансирования деятельности в период 2014–2018 гг. говорит о том, что произошло перераспределение финансовых потоков в связи с изменением статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку (рис. 1).

Наибольшие объемы финансирования выделяются для осуществления деятельности ДЮСШ, поскольку их больше всего в Российской Федерации. В 2018 г. в России зарегистрировано 2387 ДЮСШ (в 2014 г. 3780), 1150 СШ, 879 СШОР, 157 СДЮСШОР (в 2014 г. 1055), 105 ЦСП (в 2014 г. 171), 55 УОР (в 2014 г. 56) и 35 ЦОП [7]. Положительная динамика финансирования деятельности относительно 2016г., когда новая структура устоялась, отмечается в СШ (в 4,7 раза), СШОР (в 3,3 раза), УОР (23,6%), ЦОП (в 4,5 раза) и ЦСП (12,9%). В тех организациях, где рост финансирования произошел в разы, в большей степени повлияло перераспределение финансовых потоков. Стоит отметить, что постепенно растет финансирование организаций, которые относятся к категории «другие».

Изменения в структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014–2018 гг. являются отражением не только особенностей функционирования спортивных организаций, но и негативных экономических процессов в стране (рис. 2).

В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, более 60% приходится на заработные платы, при этом в динамике доля этой статьи увеличивается на 0,5%. Вторая по величине сумма тратится на содержание спортивных сооружений, доля которых в динамике растет в силу удорожания коммунальных и бытовых услуг. Также растет и доля затрат на материально-техническое обеспечение, одной из причин чего является рост цен. На прочие расходы приходится чуть более 9%. В то же время снижается доля расходов на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах, которые, например, могли переложить на самих участников. 

Для финансирования деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, используются одни и те же источники, но, в зависимости от вида организации, их доля в структуре финансирования различается (рис. 3).

Среди источников финансирования ДЮСШ, СШ и СДЮСШОР преобладают средства муниципальных бюджетов, причем, в ДЮСШ их доля превышает 80%, в то время как средства федерального бюджета занимают менее 1%, а в СДЮСШОР доля федеральных бюджетных средств менее 0,5%. В УОР, ЦСП, ЦОП и СШОР преобладают средства бюджета субъектов РФ, поскольку в них проводится подготовка спортсменов для спорта высших достижений, в то же время доля муниципальных бюджетом минимальна и не превышает 1%. В УОР максимальное присутствие финансирования из федерального бюджета. Во всех видах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, присутствуют и внебюджетные источники, но максимальна их доля в категории «других организаций», структура финансирования которых максимально диверсифицирована и сбалансирована.

В ходе исследования нами было установлено, что в Российской Федерации динамика развития физической культуры и спорта имеет положительные тенденции. В финансировании организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014–2018 гг. отмечаются различные тенденции, хотя общий объем финансирования вырос на 36,7%, но произошло распределение финансовых потоков в 2018 г. в зависимости от категории организации. В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в динамике меньше стало выделяться средств на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах. Также было установлено, что роль федерального бюджета в финансировании расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, минимальна. В основном, функционирование спортивных организаций происходит за счет муниципальных бюджетов и средств бюджета субъектов РФ, в зависимости от вида организации.

Таким образом, мы пришли к выводу, что деятельность организаций в Российской Федерации, в основном, обеспечивается за счет государственных средств, а доля внебюджетных источников пока невелика. Также стоит отметить, что на финансировании спортивных организаций проявления кризиса практически не отразились негативно. 

Список литературы

1. Черноног А. Н. Приоритеты государственной экономической политики и виды финансирования в физической культуре и спорте высоких достижений в России // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. – №  3. – С. 185–190.

2. Черноног А. Н. Финансирование физической культуры и спорта в России // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – №  2. – С. 218–223.

3. Матушанская Е. Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. – 2018. – №  12 (30). – С. 91.

4. Ширков Ю. А. Влияние финансирования ФКИС на изменение доли населения, занимающегося спортом в ЦФО // Региональный вестник. – 2018. – №  4 (13). – С. 41–43.

5. Перькова Е. Ю. Анализ развития физической культуры и спорта в федеральных округах России // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2018. – №  1 (4). – С. 2–6.

6. Зюкин Д. А., Пожидаева Н. А., Матушанская Е. Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. – 2018. – №  3 (12). – С. 76–81.

7. Статистическая информация. Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/. – Загл. с экрана.  (Дата обращения: 08.05.2019 г.).

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу