Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (19), Июнь 2019


РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ФИТНЕСА КАК ФАКТОР РОСТА РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Скачать статью полностью

Автор: Е.А. КОРОГОДИНА,
преподаватель кафедры физической культуры Курского государственного медицинского университета
Е.А. КОРОГОДИНА
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

В статье проводится анализ изменения численности населения, занимающегося в фитнес-клубах, как фактора определяющего размеры рынка платных услуг по физической культуре и спорту. В ходе исследования было выявлено, что популярность занятий фитнесом в России растет, увеличиваются и объемы рынка платных услуг по физической культуре и спорту во всех федеральных округах страны. Среди региональных рынков с доходами от услуг свыше 1 млрд. руб. выявлено 19 регионов, наиболее крупным из которых является Москва. Численность населения, проживающего на территории регионов, и специфика их деятельности, влияющую на уровень благосостояния населения, определяют размеры региональных рынков.

Ключевые слова: фитнес, платные услуги по физической культуре и спорту, здоровый образ жизни, массовый спорт, спортивная инфраструктура, рост благосостояния населения.
Keywords: fitness, paid services in physical culture and sports, healthy lifestyle, mass sports, sports infrastructure, growth of welfare of the population.

The analysis of changes in the population engaged in fitness clubs, as a factor determining the size of the market of paid services in physical culture and sports, is carried out in the article. The research revealed that the popularity of fitness classes in Russia is growing, and increasing the volume of the market of paid services in physical culture and sports in all Federal districts of the country. Among the regional markets with revenues from services over 1 billion rubles identified 19 regions, the largest of which is Moscow. The number of people living in the regions and the specifics of their activities that affect the level of well-being of the population determine the size of regional markets.

Ключевые слова: фитнес, платные услуги по физической культуре и спорту, здоровый образ жизни, массовый спорт, спортивная инфраструктура, рост благосостояния населения.

Keywords: fitness, paid services in physical culture and sports, healthy lifestyle, mass sports, sports infrastructure, growth of welfare of the population.

Современные тенденции развития общества таковы, что в силу высокой занятости и отсутствия нормальной двигательной активности, качественные показатели здоровья граждан снижаются. От избыточно калорийного питания, низких физических нагрузок, малоподвижного образа жизни, стрессов и переутомлений снижаются физические кондиции людей всех возрастов. В связи с этим в развитых странах повышается количество населения, подверженного риску развития сахарного диабета, ожирения, сердечно-сосудистых и гипертонических заболеваний, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата. 

Для детей и подростков в системе общеобразовательного процесса предусмотрены обязательные физические нагрузки, а в последнее время успешно развивается детско-юношеский спорт посредством насыщения системы дополнительного образования организациями, осуществляющими спортивную подготовку (спортивные школы, секции, спортивные клубы). Взрослому человеку сложнее выделить время в повседневном графике для занятий спортом, поэтому для него крайне важно соблюдение определенных условий для успешной реализации систематических тренировок.

Поскольку большинству граждан для поддержания здоровья на хорошем уровне достаточно несколько непродолжительных тренировок в неделю, наиболее удачным и приемлемым вариантом организации спортивных занятий являются фитнес-клубы. 

Фитнес – популярное направление развития массового спорта, заключающееся в общей физической подготовке организма. В него входит огромное количество упражнений, из которых можно подобрать оптимальную программу для каждого человека, в зависимости от целей его занятий – снижение веса, улучшение фигуры, тренировка сердечно-сосудистой системы, укрепления организма или улучшения самочувствия. 

Фитнес-клубы в России появились в начале 1990-х годов, и сейчас рынок платных услуг по физической культуре и спорту, одним из главных элементов которого является рынок фитнес-услуг, стремительно растет в объеме. В сравнении, например, с коммунальными или транспортными услугами, доля платных услуг по физической культуре и спорту мала, но темпы прироста рынка держатся на достаточно высоком уровне, особенно в Южном, Дальневосточном, Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах [1].

Российский рынок фитнес-услуг не является таким же крупным, как в США, Китае, Бразилии или богатых европейских странах, но на фоне популяризации здорового образа жизни и развития массового спорта российская фитнес-индустрия получает обширные перспективы роста. Неблагоприятные демографические процессы в стране, проявляющие в старении населения, требуют продления его экономической и социальной активности. Снижение физических кондиций организмов молодых людей приводит к нарушению репродуктивной функции и ускорению процессов старения, вызывая необходимость перелома сложившихся в молодежной среде тенденций в пользу приверженности здоровому образу жизни и систематических спортивных занятий [2].

Взрослое население более требовательно к организации спортивных тренировок. Для многих важно, чтобы в фитнес-клубе соблюдался ряд условий – близость к месту проживания или работы, график работы, позволяющий заниматься в любое удобное время, комфортные условия времяпрепровождения (температура в помещении, режим проветривания и кондиционирования, наличие душа и оборудованных раздевалок, наличие кафе или буфета на территории или поблизости, возможность приобретения сопутствующих товаров), укомплектованность тренажерного зала, стоимость абонемента. 

В зарубежных странах регулярные физические нагрузки не реже двух раз в неделю используют более 90% взрослого населения, в России к регулярным спортивным занятиям прибегают порядка 60% граждан. В России рынок наполнения фитнес-услуг неравномерен. В VIP–классе заполненность клубов составляет 89-90%, в то время как клубы эконом-класса насыщены примерно на 40%, поэтому наиболее перспективны для развития в фитнес-индустрии именно сегменты среднего и эконом-класса [3]. 

Одним из факторов роста популярности фитнес-индустрии является улучшения благосостояния граждан, которые на фоне увеличения среднедушевых доходов могут позволить себе занятия физической культурой и спортом на платной основе [4]. Фитнесом могут позволить себе заниматься не только взрослые, но и дети. При этом неблагоприятные экономические явления в стране не заставили граждан отказаться от занятий спортом в фитнес клубах, а большинство граждан даже готово заниматься либо в своем клубе, меньшинство готово заменить его на более дешевый. В целом, изменяющая конъюнктура рынка заставляет фитнес-клубы использовать гибкую ценовую политику, привлекая к занятиям различные категории граждан.

В период 2014–2018 гг. динамика численности занимающихся в фитнес-клубах России имеет положительные тенденции [5] (рис. 1).

За пять лет общая численность занимающихся в фитнес-клубах выросла вдвое. Следует обратить внимание, что более чем в 4 раза увеличилось количество занимающихся в возрасте 60–79 лет, в то же время в структуре их доля составляет 7,3% в 2018 г., а в 2014 г. на их число приходилось 3,5%. В 2018 г. 48,7% занимающихся в фитнес-клубах приходится на долю граждан в возрасте 30–59 лет, численность которых увеличилась на 150,5%. 36,4% занимающихся – россияне в возрасте 18–29 лет, численность которых возросла на 87,7%. А вот в категории 15–17 лет произошло сокращение численности на 16,0%, и доля этой категории снизилась в динамике с 10,1% до 4,1%. Стоит отметить, что более 60,0% занимающихся относится к работающим гражданам, т.е. это как раз категория требовательных к условиям организации тренировочного процесса граждан. 

По сравнению с 2014 г. количество фитнес-клубов в России возросло с 4,5 тыс. до 7,1 тыс. или на 56,0%. В силу дифференциации уровня социально-экономического развития федеральных округов России, объемы рынков платных услуг в них значительно различаются, что проявляется и дифференциации величины объема платных услуг по физической культуре и спорту [6] (рис. 2).

Общий рынок платных услуг по физической культуре и спорту в России составил 78,4 млрд. руб. Самый крупный рынок платных услуг по физической культуре и спорту приходится на ЦФО, объемы которого превышают второй по значению рынок (ПФО) в 1,6 раза, а объемы рынка самого маленького рынка ДФО – в 5,7 раза. Столь крупные объемы рынка платных услуг по физической культуре и спорту в ЦФО обеспечиваются показателями Москвы и Московской области – самых благоприятных в плане социально-экономического развития регионов страны. В динамике рынок ЦФО увеличился на 40,1%. В ПФО рынок платных услуг по физической культуре и спорту вырос на 23,7%, в СФО – на 24,6%, в УФО – на 29,7%. Рынок СЗФО, крупнейшим элементом которого является Санкт-Петербург, увеличился на 55,6%, в СФКО рост составил 59,1%. Высокими можно назвать темпы роста рынка платных услуг по физической культуре и спорту в ДФО, где он увеличился на 82,1%, хотя его реальные объемы являются самыми низкими. Стоит отметить, что в СКФО и ДФО имеется резервы для роста рынка платных услуг по физической культуре и спорту, но в этих регионах достаточно низкий уровень социально-экономического развития. При этом рост рынка фитнес-услуг в СКФО ограничивают религиозные и традиционные особенности общества, а в ДФО неблагоприятная экономическая, социальная и демографическая обстановка вызывают отток населения, поэтому наращивание рынка фитнес-услуг не вполне целесообразно.

Региональные рынки платных услуг по физической культуре и спорту также значительно дифференцированы, но можно выделить наиболее крупные рынки, где объем платных услуг по физической культуре и спорту превышает 1 млрд. руб. (рис. 3).

В 19 регионах страны рынок платных услуг по физической культуре и спорту превышает в объеме 1 млрд. руб. в 2018 г., в 2014 г. их было 15. Объемы Московского рынка превышают 11 млрд. руб., в Санкт-Петербурге по этой категории услуг оказывается в объеме почти на 6 млрд. руб., а в динамике рынок увеличился на 99,9%. Самый быстрый рост показал рынок Волгоградской области, увеличившийся на 127,8% с 583 млн. до 1,3 млрд. руб. Также темпами свыше 100% рынок платных услуг по физической культуре и спорту рос в Краснодарском и Приморском краях. Самый медленный рост рынка платных услуг по физической культуре и спорту проявился в Пермском крае (2,4%), который и по объемам среди крупнейших рынков занимает последнее место. Также всего на 4,1% увеличился рынок в Нижегородской области. 

Стоит отметить, что крупнейшие региональные рынки по оказанию платных услуг по физической культуре и спорту содержат в своем составе либо крупнейшие городские агломерации, либо города-миллионники, либо являются регионами, где ведется добыча экспортных энергоресурсов, что обуславливает более высокий уровень жизни граждан и более насыщенную и развитую спортивную инфраструктуру.

В ходе работы было установлено, что, не смотря на неблагоприятные процессы в экономике, объемы рынков платных услуг по физической культуре и спорту увеличиваются, поскольку растет и численность занимающихся. В среднем в динамике на 1 человека, прибывшего в численности занимающихся в фитнес-клубах, пришлось 8707 руб. прироста объема рынка платных услуг по физической культуре и спорта в России. Таким образом, мы убедились, что популярность фитнеса в определенной степени влияет на рост объема рынка платных слуг по физической культуре и спорту, а сам рынок имеет хорошие перспективы роста. 

Список литературы

1. Соломахина Т. Р. Место услуг по физической культуре и спорту в структуре платных услуг населению России // Региональный вестник. – 2018. – №  4 (13). – С. 29–32.

2. Корогодина Е. А. Место фитнес-индустрии на рынке платных услуг населению // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7. – №  4 (25). – С. 155–157.

3. Телегина А. П., Алексина А. О. Современные фитнес-программы: тенденции и перспективы российской фитнес-индустрии // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2018. – №  31. – С. 44–47.

4. Корогодина Е. А. Рост популярности фитнес-услуг как показатель роста благосостояния населения // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – №  5 (38). – С. 29.

5. Статистическая информация / Министерство спорта РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/. (Дата обращения: 12.05.2019 г.).

6. Объем платных услуг населению. ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/57788 – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.05.2019 г.).

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу