Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №1 (19), Март 2019


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕГИОНА: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ

Скачать статью полностью

Автор: Е.В. ГОРШЕНИНА,
д.э.н, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар,
А.А. КОБЕЛЕВА, студентка 2 курса магистратуры Южного института менеджмента, г. Краснодар
д.э.н, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар,
А.А. КОБЕЛЕВА,
студентка 2 курса магистратуры Южного института менеджмента, г. Краснодар
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

Статья посвящена методическим и практическим вопросам оценки человеческого капитала региона-субъекта РФ. Авторы используют многомерную оценку человеческого капитала на основе четырёх индикаторов: физические способности, активность личности, образование и практическая деятельность. Методика основывается на авторской трактовке понятия «человеческий капитал» и включает типологию регионов по семи группам. Особое внимание уделяется объективности исходных данных, а также сравнениям человеческого капитала на основе многомерной средней величины. Авторская методика оценки человеческого региона-субъекта РФ строиться на основе четырёх методологических принципов и имеет практическую направленность. В статье приведены результаты практических расчётов по авторской методике.

The article is devoted to methodological and practical issues of assessing the human capital of the region-the subject of the Russian Federation. The authors use a multidimensional assessment of human capital on the basis of four indicators: physical abilities, personal activity, education and practical activity. The method is based on the author's interpretation of the concept of «human capital» and includes a typology of regions in seven groups. Particular attention is paid to the objectivity of the initial data, as well as comparisons of human capital on the basis of a multidimensional average. The author's method of assessing the human region-the subject of the Russian Federation is based on four methodological principles and has a practical orientation. The article presents the results of practical calculations by the author's method.
Ключевые слова: регион-субъект РФ, оценка и типология регионов, человеческий капитал региона, физические способности, активность личности, образование, практическая деятельность.
Keywords: region-subject of the Russian Federation, assessment and typology of regions, human capital of the region, physical abilities, personal activity, education, practical activities.

The article is devoted to methodological and practical issues of assessing the human capital of the region-the subject of the Russian Federation. The authors use a multidimensional assessment of human capital on the basis of four indicators: physical abilities, personal activity, education and practical activity. The method is based on the author's interpretation of the concept of «human capital» and includes a typology of regions in seven groups. Particular attention is paid to the objectivity of the initial data, as well as comparisons of human capital on the basis of a multidimensional average. The author's method of assessing the human region-the subject of the Russian Federation is based on four methodological principles and has a practical orientation. The article presents the results of practical calculations by the author's method.

Ключевые слова: регион-субъект РФ, оценка и типология регионов, человеческий капитал региона, физические способности, активность личности, образование, практическая деятельность.

Keywords: region-subject of the Russian Federation, assessment and typology of regions, human capital of the region, physical abilities, personal activity, education, practical activities.

Введение

Территориальная проблематика в России активно разрабатывается многие десятилетия, но экономическая реформа диктует новые направления исследования и решения проблем регионального развития. Сегодня необходим переход на актуальные инструменты управления на основе инновационной переориентации и с учетом потенциальных возможностей регионов. Одним из таких инструментов управления выступает оценка и типология регионов по человеческому капиталу. Это важная научная и практическая задача, решение которой обеспечит существенный вклад в повышение эффективности и конкурентоспособности регионов России.

Региональные проблемы хозяйственного развития и экономической политики всегда находились под пристальным вниманием отечественных учёных. Наиболее известны научные подходы к изучению регионов-субъектов РФ следующих учёных: А.И. Татаркина [18, 19],  А.А. Румянцева [15], Г.А. Унтуры [21, 22], А.С. Маршаловой [8] А.С. Новосёлова [8, 9], В.Н. Лексина [3, 4, 5], А.Н. Швецова [3], П.А. Минакир [6, 7], С.А.Суспицына [16, 17]. Несмотря на внимание со стороны исследователей к вопросам регионального развития и многочисленные работы, многие направления этой многогранной проблемы не решены, являются дискуссионными и требуют, на наш взгляд, дальнейшей разработки. К такому направлению относится комплексная оценка способности региона-субъекта РФ к расширенному воспроизводству с учётом основных факторов развития и человеческого капитала территории.  

1. Постановка задачи  

Выработка направлений экономической политики региона напрямую зависит не только от ясного представления о процессах, протекающих в самом регионе, но и от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Данный подход предполагает проведение оценки и типологии регионов на основе данных о человеческом капитале территории. В связи с этим возникают две проблемы: во-первых, это подбор адекватной методики типологии регионов; во-вторых, обеспечение объективности исходных данных.

Многочисленные исследования, касающиеся оценки и типологии регионов России, представляют собой пёструю картину [1, 2]. Подходы, представленные в них, в значительной степени отличаются друг от друга. Авторская методика по оценке и типологии регионов-субъектов РФ – это ориентация на средний уровень человеческого капитала. Именно такой подход позволит узнать степень соответствия региона российским реалиям и установить достигаемую «планку» развития.

Среди отечественных учёных нет единого мнения в трактовке термина «человеческий капитал». Поэтому возникает методическая трудность в выборе конкретных оценочных показателей или индикаторов для оценки человеческого капитала. По мнению авторов, человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Кроме того, по мнению авторов, требуемые показатели должны соответствовать следующим условиям: во-первых, количественно отражать меру обособления регионов друг от друга; во-вторых, быть характерными для всех регионов; в третьих, быть сопоставимыми во времени и пространстве. Соблюдение этих условий обеспечивается использованием данных официальной статистики (Росстата), а также оригинальной научно-обоснованной методики, адаптированной к специфическим особенностям развития регионов России.  

2. Методические аспекты оценки человеческого капитала 

Авторская методика оценки и типологии регионов-субъектов РФ по человеческому капиталу состоит из четырёх разделов. 

Первый раздел методики – это учёт следующих методологических принципов [2]:  

1) комплексные оценки и многовариантность в расчётах;

2) учёт региональной специфики;

3) информационная обеспеченность исследования с опорой на реально существующую отчётно-статистическую базу;

4) практическая реализуемость, использование относительно простых методических приёмов и доведение выводов до уровня конкретных рекомендаций.

Второй раздел методики – это шесть этапов оценки и построения типологии.

На первом этапе осуществляется сбор исходных данных из источников официальной статистики. На втором этапе производится расчёт показателей и придание им позитивного характера. Третий этап – это процедура нормализации показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. На четвёртом этапе определяются весовые коэффициенты показателей.  

Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах происходит на пятом этапе. Шестой, заключительный этап посвящён типологии регионов по баллам, построению рейтинговых таблиц и графиков.

При определении типов используется многомерная средняя величина и производится ранжирование по огиве распределения. Регионы распределяются по двум группам, которые распадаются на типы. Первая группа – это регионы с уровнем человеческого капитала выше среднего. В этой группе выделяются три типа: регионы-лидеры, опорные регионы и развивающиеся. Вторая группа – это регионы с уровнем человеческого капитала ниже среднего. В эту группу входят два типа: консервативные регионы, депрессивные регионы.

Третий раздел методики – это структура оценки и комплекс показателей. Человеческий капитал региона рассматривается как комплексная оценка способности региона к расширенному воспроизводству с учётом основных индикаторов. На этой основе определяется комплекс показателей человеческого капитала региона-субъекта РФ, учитывающий собственные региональные ресурсы. Человеческий капитал оценивается по двум аспектам: биологический и социально-экономический. 

Биологический аспект представлен одним индикатором – физические способности (здоровье), социально-экономический – тремя индикаторами: активность личности, образование и практическая деятельность.

Индикатор «физические способности (здоровье)» оценивается по двум показателям. Это – ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент естественного прироста населения. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении человеческого капитала региона.

Индикатор «активность личности» характеризуется двумя показателями: число малых предприятий и число индивидуальных предпринимателей. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении человеческого капитала региона.

Индикатор «образование» оценивается двумя показателями: состав населения по высшему образованию и состав населения по среднему профессиональному образованию. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении человеческого капитала региона.

Индикатор «практическая деятельность» характеризуется одним показателем – выпуск квалифицированных рабочих и служащих. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении человеческого капитала региона.

Четвёртый раздел методики – это источники информации. В соответствии с авторской методикой все расчёты проводятся только на материалах официальной статистики. В данном исследовании использованы статистические сборники  «Регионы России. Социально-экономические показатели». Это позволяет обеспечить надёжность и достоверность исходных данных, прозрачность, объективность и независимость информации. 

3. Практические аспекты оценки человеческого капитала

Один из вариантов авторской методики оценки характеристик региона был впервые апробирован при расчёте рейтингов регионов, опубликованных в журнале «Рейтинги» [11–14]. К настоящему времени методика прошла корректировку и состоит из 6 этапов.

Этап 1. Сбор исходных данных из источников официальной статистики. Из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели, 2018 г.» [10] выбраны следующие данные:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет);
  • коэффициенты естественного прироста населения на 1000 человек населения;
  • число малых предприятий на 10000 человек;
  • число индивидуальных предпринимателей, на 10000;
  • состав населения по высшему образованию, в % к итогу;
  • состав населения по среднему профессиональному образованию, в % к итогу;
  • выпуск квалифицированных рабочих и служащих (на 10 000 человек занятого населения), человек.

Этап 2. Расчёт показателей и придание им позитивного характера. Все выбранные показатели (этап 1) имеют позитивный характер и не требуют пересчёта.

Этап 3. Нормализация показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. Проведены расчёты по показателям, приведённым на этапе 2.

Этап 4. Определение весовых коэффициентов показателей. Веса распределены следующим образом (один из возможных вариантов): 1 – 0,1; 2 – 0,1; 3 – 0,15; 4 – 0,15; 5 – 0,2; 6 – 0,2; 7 – 0,1.

Этап 5. Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах. Проведены расчёты за 2017 год по 85 регионам субъектам РФ.

Этап 6. Типология регионов по баллам, построение рейтинговых таблиц и графиков. Построена типология регионов и рейтинг регионов России за 2017 год по человеческому капиталу (многомерная оценка в баллах). Результаты представлены ниже.

Регионы-лидеры: г. Москва – 54,58; г. Севастополь – 52,37; г. Санкт-Петербург – 48,93.

Опорные регионы: Республика Саха (Якутия) – 42,98; Калининградская область – 42,96; Ямало-Ненецкий автономный округ – 42,87; Республика Тыва – 42,42; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 42,04; Республика Северная Осетия–Алания – 41,94; Магаданская область – 41,94; Удмуртская Республика – 41,22; Камчатский край – 40,82; Тюменская область – 40,61; Московская область – 39,95; Краснодарский край – 39,55. 

Развивающиеся регионы: Ставропольский край – 38,62; Астраханская область – 38,53; Новосибирская область – 38,09; Республика Калмыкия – 37,94; Сахалинская область – 37,27; Карачаево-Черкесская Республика – 36,77; Белгородская область – 36,61; Республика Адыгея – 36,55; Республика Алтай – 36,49; Самарская область – 36,33; Пензенская область – 35,49; Ростовская область – 35,34; Чеченская Республика – 35,32; Республика Татарстан – 34,82; Республика Крым – 34,53; Приморский край – 34,47; Кабардино-Балкарская Республика – 34,22; Смоленская область – 34,05; Волгоградская область – 33,89; Челябинская область – 33,82; Липецкая область – 33,72; Оренбургская область – 33,72; Свердловская область – 33,56; Тульская область – 33,35.

Консервативные регионы: Воронежская область –32,99; Архангельская область – 32,97; Хабаровский край – 32,94; Саратовская область – 32,92; Республика Мордовия – 32,61; Курская область – 32,40; Рязанская область – 32,35; Ненецкий автономный округ – 31,74; Орловская область – 31,73; Красноярский край – 31,70; Республика Башкортостан – 31,50; Республика Ингушетия – 31,47; Чувашская Республика – 31,37; Республика Бурятия – 30,92; Томская область – 30,88; Нижегородская область – 30,86; Мурманская область – 30,57; Костромская область – 30,50; Алтайский край – 29,82; Республика Хакасия – 29,67; Тамбовская область – 29,46; Кировская область – 29,45; Калужская область – 29,20; Ивановская область – 29,17; Амурская область – 29,10; Республика Карелия – 29,09; Ярославская область – 28,68; Пермский край – 28,66; Ульяновская область – 28,62; Брянская область – 28,02; Омская область – 27,89; Владимирская область – 27,79; Тверская область – 27,56; Вологодская область – 27,31; Республика Коми – 27,25.

Депрессивные регионы:  Республика Марий Эл – 25,76; Чукотский автономный округ – 25,70; Иркутская область – 24,77; Кемеровская область – 23,96; Курганская область – 23,83; Новгородская область – 23,67; Ленинградская область – 23,57; Республика Дагестан – 23,51; Псковская область – 22,23; Забайкальский край – 21,76; Еврейская автономная область – 19,93.

Распределение регионов между типами рейтинга меняется ежегодно, т.к. многомерная средняя величина принимает разные значения. Например, в 2016 г. – 41,26; в 2017 г. – 33,25. За это период регионы с уровнем человеческого капитала выше среднего составили 2016 г. – 44,7%; 2017 г. – 45,9%.

Авторская методика позволяет проводить оценку по разным вариантам. Примерный перечень аналитических таблиц и графиков, полученный в результате реализации методики оценки (многомерная оценка) включает типологию регионов России по типам рейтинга, ранжирование регионов России, типологию регионов России с разбивкой по федеральным округам и др.

Заключение

Практическая реализация предложенной методики оценки человеческого капитала региона-субъекта РФ даёт типологию регионов, которая адекватно отражает их пространственную и временную дифференциацию. Место конкретного региона в типологии отражает его способность к решению важных социально-экономических проблем и достижению приоритетных целей, а также дополняет существующие оценки и даёт региональным властям независимую экспертизу. 

Типология регионов-субъектов РФ даёт возможность каждому региону выработать направления инновационной экономической политики в зависимости от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Кроме того, типология позволяет учесть потенциальные возможности региональных проектов в части человеческого капитал, адекватно оценить уровень конкурентоспособности региона.  

Список литературы

1. Горшенина Е. В. Проблемы типологии регионов-субъектов РФ // Экономические исследования [Электронный ресурс]: Научный интернет-журнал. – 2011. – №  3. – Режим доступа: http://erce.ru/internet-magazine/all_archive/22/323/. 

2. Горшенина Е. В. Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2009. – 204 с. 

3. Лексин В., Швецов А. Программные методы территориального развития // Российский экономический журнал. – 2013. – №  2. – С.58–62.

4. Лексин В. Н. Региональная действительность и региональные исследования // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – №  2 (82). – С. 7–38. 

5. Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал. – 2011. – №  9–10. – С. 73–77. 

6. Минакир П. А. Теоретические аспекты исследования пространственных экономических систем // Журнал экономической теории. – 2017. – №  3. – С. 7–10.

7. Минакир П. А. Экономический рост и развитие: региональное приложение // Федерализм. – 2013. – №  2. – С. 49–62. 

8. Новоселов А. С., Маршалова А. С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2017. – №  3 (121). – С. 189-197. 

9. Новоселов А. С. Регион: теория и практика управления экономикой // Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. – Новосибирск. – 2011. – 466 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. − М., 2018. − 1162 с. 

11. Рейтинги. Научно-практический журнал. – 2010. – №  1.

12. Рейтинги. Научно-практический журнал. – 2011. – №  12.

13. Рейтинги. Научно-практический журнал. – 2012. – №  12.

14. Рейтинги. Научно-практический журнал. – 2013. – №  12.

15. Румянцев А. А. Институциональные возможности развития инновационной деятельности в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №  4 (46). – С. 184–198.

16. Суспицын С. А. Измерения в пространстве региональных индикаторов: методология, методики, результаты // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – №  3 (83). – С. 3–30.  

17. Суспицын С. А. О новой парадигме отношений регионов и федерального центра // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2016. – №  3/3. – С. 13–19.

18. Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. – 2015. – №  5. – С. 88–91. 

19. Татаркин А. Региональные институты модернизации пространственного развития Российской Федерации // Современные производительные силы. – 2015. – №  1. – С. 102–104. 

20. Украинчук Е. В. Теоретико-методические подходы к оценке экономических потенциалов регионов России для определения точек экономического роста // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – №  24. – С. 130–135. 

21. Унтура Г. А. Инновационное развитие регионов России: неравномерность, кооперация и конкуренция // Регион: Экономика и Социология. – 2015. – №  1 (85). – С. 275–304.

22. Унтура Г. А. Стратегическая поддержка регионов России: проблемы оценки статуса территорий инноваций // Регион: Экономика и Социология. – 2012. – №  1 (73). – С. 123–141. 

23. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (на 2002–2010 годы и до 2015 года): Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection=1&backlink=1&nd=201009482&page=1&rdk=0#I0. – Загл. с экрана.   

24. Черницкий С. В. Комплексная методика оценки экономического потенциала регионов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №  5 (27). – С. 208–213. 

25. Швецов А. Н. Методология и практика исследований территориальных систем // Регион: Экономика и Социология. – 2011. – №  2. – С. 292–297.  

26. Шулаева О. В., Есенин М. А., Агекян Э. А. Российский и зарубежный опыт формирования системы показателей для оценки экономического потенциала регионов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2015. – С. 225–232. 

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу