Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №1 (18), Март 2018


ОБЗОР ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Скачать статью полностью

Автор: В.В. АЛИЕВА,
студентка 1 курса магистратуры Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина,
А.В. ГЕНЕРАЛОВА, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой финансов и бизнес-аналитики Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
студентка 1 курса магистратуры Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина,
А.В. ГЕНЕРАЛОВА,
к.э.н., доцент, заведующая кафедрой финансов и бизнес-аналитики Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)

В статье рассмотрены тенденции и основные экономические показатели деятельности предприятий легкой промышленности РФ. Выявлены наиболее важные проблемы, существующие в данной отрасли хозяйственной деятельности РФ, выявлены особенности импорта и экспорта товаров текстильного, швейного и кожевенного производств, а также описаны меры государственной поддержи, оказываемые различным предприятиям легкопромышленного сектора страны.

В статье рассмотрены тенденции и основные экономические показатели деятельности предприятий легкой промышленности РФ. Выявлены наиболее важные проблемы, существующие в данной отрасли хозяйственной деятельности РФ, выявлены особенности импорта и экспорта товаров текстильного, швейного и кожевенного производств, а также описаны меры государственной поддержи, оказываемые различным предприятиям легкопромышленного сектора страны.

In thisis article, the tendencies and basic economic indicators of the activity of the light industry enterprises of the Russian Federation are considered. The most important problems existing in the sector of economic activity of the Russian Federation are identified, the specifics of the import and export of textile, clothing and tanning goods are revealed, and the measures of state support provided to various enterprises of the country's light industrial sector are described.

Ключевые слова: легкая промышленность, санкционные меры, импортозамещение, импорт, экспорт, инновационные технологии, государственная поддержка.

Keywords: light industry, sanctions measures, import substitution, import, export, innovative technologies, state support.

Легкая промышленность любого государства является одним из важных направлений в области государственной политики и стратегического развития страны. Легкопромшленный сектор производства РФ представлен текстильным производством, швейным, а также меховым и кожевенным производством. Он взаимосвязан с широким спектром различных отраслей производства и сфер деятельности государства, таких как военная промышленность, химическое производство, машиностроение, торговая деятельность и т. д.

Легкая промышленность в РФ играет значимую роль в поддержании экономической стабильности государства, совершенствовании состояния показателей экономического роста, уровня жизни населения и обеспеченности его необходимыми товарами и продукцией.

Политические волнения, происходящие в течение последних двух лет, на мировой арене оказали существенное влияние на состояние различных сфер экономической деятельности и интересов нашей страны, в том числе и на промышленный сектор в целом. Таким образом, лёгкая промышленность РФ сегодня переживает ряд существенных качественных изменений, связанных, прежде всего, с применением относительно экономики нашей страны санкций со стороны США и стран ЕС. На сегодняшний день российская легкая промышленность испытывает массу серьезных проблем, оказывающих существенное влияние на ее деятельность, а также на общую экономическую ситуацию, сложившуюся в отрасли. К таким проблемам можно отнести следующие: нелегальный импорт товаров, использование устаревшего оборудования и не передовых технологий, практически полное отсутствие отечественного сырья и материалов, недостаток бюджетного финансирования НИОКР в области легкой промышленности т.д. 

В структуре предприятий легкой промышленности РФ четко прослеживается значительное преобладание организаций, занятых в сфере текстильного и швейного производства, продукция которых составляет около 80% от общего объема выпуска предприятиями данной отрасли. Таким образом, на кожевенное производство приходится около 20% выпуска готовой продукции [2]. Наглядно ситуация, сложившаяся в течение трёх последних лет в отрасли, представлена на рисунке 1.

 

 

Также стоит отметить, что значительная часть импорта товаров легкой промышленности поступает в РФ из стран дальнего зарубежья: США, Европы, Англии, Италии и др. По данным Федеральной Таможенной Службы РФ только в период с января по сентябрь 2017 года в Россию из перечисленных выше стран поступило сырья и готовой текстильной и обувной продукции на сумму свыше 9700 млн. долл. В то же время, значительно меньшее количество этих видов сырья и товаров за аналогичный период поступило из стран СНГ – на общую сумму около 1309 млн. долл. Подобная тенденция, сложившаяся в сфере торговли между РФ и ее зарубежными партнерами, имеет весьма негативные последствия для экономики нашей страны. Так, по мнению ряда экспертов, столь высокие объемы импорта ведут к потере около 1,1% ВВП России.

Что же касается экспорта, то здесь сложилась иная ситуация. За тот же исследуемый период (январь-сентябрь 2017 г.) большая часть экспортируемых Россией товаров приходится на страны СНГ – 608,5 млн. долл., а объемы экспортируемых в страны дальнего зарубежья товаров значительно меньше – 385, 9 млн. долл. Объемы экспорта в РФ по сравнению с импортом весьма низкие и импорт товаров из стран дальнего зарубежья определенно превалирует [4]. Для наглядности данные о текущей ситуации, сложившейся в области импорта и экспорта легкопромышленного сырья и готовой продукции, представлены на рисунке 2.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ в течение трех последних лет в легкопромышленном секторе наблюдается увеличение доли инновационных товаров, производимых отечественными предприятиями, в особенности, в области швейного и текстильного производств. В период с 2014 по 2016 гг. объемы внедренных и технологически измененных товаров текстильного и швейного производств в среднем увеличились на 36,01%, а кожевенного и обувного производства, наоборот, сократились на 16,21% [3]. Описанная тенденция представлена на рисунке 3. Превышение доли инновационных товаров в текстильной промышленности над кожевенным производством обуславливается большими объемами производства, а также повышенным спросом на текстильную продукцию на рынке.

Производство высокотехнологичных тканей и волокон в РФ на сегодняшний день имеет важное значение для развития легкопромышленного производства. Но для активного развития данного направления необходима сильная сырьевая база, которой недостаточно, ввиду и экспорта сырья за рубеж и малого количества предприятий, занимающихся его производством.

Основным поставщиком сырья для легкой промышленности является сельское хозяйство. Ввиду неравномерного распределения, не в полной мере используются потенциальные возможности агропромышленного комплекса РФ в области производства натуральных волокон. Большая часть предприятий, занимающихся выращиванием льна, например, расположена, преимущественно, только в Центральной и Северо-Западной частях России. В то же время, Россия является лидером по выращиванию льна, но значительно отстает от Китая и США в части хлопчатника, который очень широко используется в текстильном производстве.

Что же касается пушнины, шерстяных волокон и кожи, то здесь ситуация обстоит лучше. Россия богата данным видом сырья, что позволяет снижать долю его импорта. Но здесь остро стоит проблема, связанная с обработкой этого сырья и производством конечного продукта, так как подкладочные и стелечные материалы, нитки, фурнитура и прочее для обувной промышленности, к примеру, не производятся в необходимом количестве и качестве в России.

Из всего вышеперечисленного можно сделать ввод, что с каждым годом в отрасли наблюдается увеличение объемов выпуска продукции предприятиями легкой промышленности, как в области швейного и текстильного производства, так и в области кожевенного производства. Это означает, что предприятия рассматриваемой отрасли обладают существенным потенциалом для наращивания производственных возможностей и своего развития. В то же время, существует проблема значительного преобладания импортных товаров на полках российских магазинов, а также проблема недостаточной оснащенности предприятий легкопромышленного сектора сырьем и новыми технологиями производства. 

Таким образом, в условиях существующих проблем, сложившихся в отрасли, потенциальный рост показателей деятельности отраслевых предприятий должен быть обеспечен не только усилиями самих этих предприятий, но и за счет специальных государственных программам, предназначенных для их поддержки и развития.

В мае 2015 г. Минпромторг РФ разработал «Концепцию развития легкой промышленности» до конца 2025 года, поставив основными целями данной стратегии следующие [4]:

1) увеличение объемов производства легкой промышленности и доли производимой сектором продукции в составе ВВП с 0,9% до 1,5% за счет применения политики импортозамещения, развития внутреннего спроса и реализации экспортного потенциала;

2) обеспечение стратегически значимых отраслей отечественной высокотехнологичной текстильной продукцией;  

3) сохранение и поддержку занятости в отрасли путем создания рабочих мест с высокой производительностью труда и частичного перемещения рабочей силы из низко производительных сегментов. 

Для достижения результатов данной стратегии развития Правительством РФ были разработаны следующие основные направления поддержки легкой промышленности страны:

1) субсидирование организаций лёгкой и текстильной промышленности по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам;

2) упрощение доступа предприятий лёгкой промышленности к получению кредитных средств на льготных условиях;

3) продвижение продукции лёгкой промышленности отечественного производства на участие в конкурсных мероприятиях государственных закупок РФ;

4) субсидирование НИОКР и инноваций в легкой промышленности;

5) проведение ежегодных оптовых ярмарок товаров и оборудования легкой промышленности.

Крупные предприятия легкопромышленного производства РФ получают поддержку от государства по различным программам, разработанным Минпромторгом РФ. К наиболее известным из них можно отнести: программу «Специальный инвестиционный контракт (СПИК)», позволяющую производителям поставлять продукцию для государственного заказа вне конкурса, а также снизить налоговую ставку региональных налогов до 0%.

АО «Российский экспортный центр» осуществляет поддержку российских предприятий, занятых во внешнеэкономической деятельности и оказывает им помощь в упрощении экспортных процедур, в страховании этих процедур от рисков (политических, экономических), а также в развитии инфраструктуры экспорта.

В РФ государственная поддержка оказывается не только крупным отраслевым предприятиям, но и, по большей части, средним и малым. Для поддержки последних перечисленных в РФ функционируют: «Фонд развития промышленности» (ФРП), образованный в 2014 году по инициативе Минпромторга РФ. Фонд оказывает поддержку средним и малым предприятиям легкой промышленности в области создания льготных условий финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов отрасли. Таким образом, ФРП своей деятельность оказывает положительное влияние на процесс модернизации российского легкопромышленного сектора в целом.

«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» ( «Корпорация СМП») предлагает предприятиям поддержку в рамках «Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства». Корпорация позволяет предприятиям получать льготный кредит на пополнение оборотного капитала, запуск новых проектов, а также на рефинансирование уже имеющихся у предприятия кредитов.

«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» оказывает предприятиям легкой промышленности РФ в области НИОКР. Программы Фонда нацелены, прежде всего, на поддержку высокотехнологичных секторов экономики, а также инновационных стартапов на ранних этапах. Также стоит отметить, что Фонд активно содействует поддержке международного сотрудничества в разрезе экспортно-ориентированного производства [1]. 

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день легкая промышленность РФ является стратегически значимым сектором экономической деятельности страны. В связи с этим фактом, предприятиям, занятым в данной отрасли оказываются различные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки. Несмотря на большое количество существующих фондов и организаций, оказывающих помощь предприятиям легкопромышленного сектора на различных этапах их деятельности, многие ключевые проблемы отрасли сегодня остаются нерешенными. К таким проблемам относятся: недостаточность сырьевой базы и отсутствие квалифицированных кадров, способных эффективно работать на предприятиях отрасли.

Исходя из вышесказанного, следует, что на сегодняшний день существует необходимость комплексного подхода к решению сложившихся проблем не только в легкой промышленности, но также и во всех других отраслях, обеспечивающих её различными видами сырья и ресурсов, которых так не хватает для совершенствования деятельности предприятий легкой промышленности РФ и выходу их на сильные конкурентные позиции на мировом и отечественном рынках.

Список литературы

1. Меры государственной поддержки легкой промышленности // Инновационный центр текстильной и легкой промышленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inpctlp.ru/ Меры_поддержки_документы.pdf (дата обращения: 18.11.2017 г.).  

2. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2017. – 511 с.  

3. Система показателей Росстата для статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/# (дата обращения 19.11.2017 г.). 

4. Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_legkoy_promyshlennosti_rossii_na_period_do_2025_goda (дата обращения 18.11.217 г.).  

5. Товарная структура импорта и экспорта Российской Федерации со всеми странами Январь-Сентябрь 2017 г. // Федеральная Таможенная Служба: Текущие материалы таможенной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24932&Itemid=1978 (дата обращения 19.11.2017 г.).  

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу