Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (17), Июнь 2017


ВТО КАК ИНСТРУМЕНТ НОРМАЛИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕС И РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Скачать статью полностью

Автор: А.В. АКЕМБЕТОВА,
студентка 1 курса магистратуры юридического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Макроэкономика

В статье анализируются торгово-экономические отношения между Россией и Европейским союзом. Выявлены причины для взаимного интереса в нормализации и в последующем развитии торгово-экономических отношений. Определены пути развития торгово-экономических отношений с целью недопущения того, чтобы бизнес становился заложником политической ситуации. 
The article analyzes the trade and economic relations between Russia and the European Union. It is the reasons for the mutual interest in the normalization and further development of trade and economic relations. It is the ways of developing trade and economic relations in order to avoid that business became hostage to the political situation.
Ключевые слова: санкции, торгово-экономические отношения, ВТО, нетарифные меры, антидемпинговые меры, экспортеры, орган по разрешению споров ВТО, Таможенный союз, зона свободной торговли, переговоры по новому базовому соглашению.
Keywords: sanctions, economic and trade relations, WTO, non-tariff measures, anti-dumping measures, the exporters, Dispute Settlement Body, customs union, free trade area, negotiations on a new basic agreement.

В статье анализируются торгово-экономические отношения между Россией и Европейским союзом. Выявлены причины для взаимного интереса в нормализации и в последующем развитии торгово-экономических отношений. Определены пути развития торгово-экономических отношений с целью недопущения того, чтобы бизнес становился заложником политической ситуации. 

The article analyzes the trade and economic relations between Russia and the European Union. It is the reasons for the mutual interest in the normalization and further development of trade and economic relations. It is the ways of developing trade and economic relations in order to avoid that business became hostage to the political situation.

Ключевые слова: санкции, торгово-экономические отношения, ВТО, нетарифные меры, антидемпинговые меры, экспортеры, орган по разрешению споров ВТО, Таможенный союз, зона свободной торговли, переговоры по новому базовому соглашению.

Keywords:  sanctions, economic and trade relations, WTO, non-tariff measures, anti-dumping measures, the exporters, Dispute Settlement Body, customs union, free trade area, negotiations on a new basic agreement.

На сегодняшний день актуальным вопросом остается членство России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Именно членство в ВТО является инструментом нормализации торгово-экономических отношений с Европейским Союзом (далее – ЕС). 

В частности это касается влияния торгово-экономических санкций на российскую экономику. Впервые санкции введены против крупной экономики. В связи с этим вопрос экономических эффектов санкций на крупную экономику остается недостаточно изученным. 

Как правило, санкции вводятся против малых стран. Экономически равные страны действуют друг против друга только в политических целях. Ситуация с Россией уникальна. России удалось найти путь и дать частичный отпор путем введения эмбарго на ряд продуктов питания из ЕС. Принятое решение ударило по отдельным странам-членам ЕС. Также нельзя не отметить, что многие европейские государства, которые имеют тесные торгово-экономические связи с Россией, несут значительные потери от собственных санкций.

Сложившаяся ситуация показала, что крупная экономика не смогла удержать курс национальной валюты и сохранить прежние темпы роста валового внутреннего продукта в условиях санкционного противостояния со своими крупными торговыми партнерами. Так же данная ситуация затронула страны, против которых санкции введены не были. 

Мы можем наблюдать взаимный экономический ущерб, а также возможность страны-объекта дать отпор в сложившейся ситуации, что и делает данный случай уникальным.

Таким образом, возникает потребность со стороны бизнеса в преодолении данной ситуации в двухсторонних отношениях. В данном случае огромную роль играет ВТО как инструмент стабилизации двухсторонних отношений. Однако роль ВТО может меняться в зависимости от различных политических сценариев.

В работе Российского совета по международным делам в 2013 году были представлены три возможных сценария [4]: политическое сближение с ЕС; политическое отдаление от ЕС; тесное экономическое взаимодействие. Также необходимо отметить, что эксперты не рассматривают варианты ослабления экономических отношений России с ЕС. Хотя в марте 2014 года были приостановлены переговоры с Россией по визам и новому базовому соглашению. Данную ситуацию объясняют недовольством российской политикой на Украине и в Крыму. По нашему мнению, не стоит ожидать в ближайшее время возобновления курса на стратегическое партнерство.

На наш взгляд, возможны четыре сценария дальнейшего развития экономических взаимоотношений:

1) пессимистический – дальнейшее расширение экономических санкций;

2) базовый – сохранение взаимных торговых санкций, применяемых в данный момент;

3) умеренно-оптимистический – возвращение экономических отношений к докризисному состоянию, отмена санкций, но без дальнейшего прогресса;

4) оптимистический – нормализация отношений с дальнейшим прогрессом (возобновление переговоров по новому базовому соглашению (далее – НБС)).

Пессимистический сценарий. В этом случае российской стороне остается только пытаться использовать Орган по разрешению споров ВТО (далее – ОРС ВТО) для оспаривания политически мотивированных санкций ЕС в сферах, относящихся к компетенции ВТО. То есть наибольшую важность приобретает институциональный аспект присоединения России к ВТО.

Базовый сценарий. В случае реализации данного сценария акцент в экономических отношениях также должен делаться на использование механизма разрешения споров ВТО.

Если Россия будет участвовать в обсуждении и принятии решений в ВТО, то это дает ей шанс стать одной из сторон притяжения многосторонней торговой системы. В сложившихся торговых отношениях с ЕС, России крайне важно сдерживать «торговую силу ЕС», чтобы защищать свои интересы. Торговая сила ЕС заключается в том, что Европейский союз, будучи первой экономикой мира, крупнейшим экспортером и, имея огромный опыт ведения торговых переговоров как многосторонних, так и двусторонних, по различным международным соглашениям, в том числе и преференциальным, представляет собой наиболее могущественный торговый блок в мире. Таким образом, посредством торговых переговоров ЕС может добиваться выигрышных для себя договоренностей в других сферах, поскольку, будучи одним из лидеров в мировой торговле, имеет возможность использовать внешнеторговые переговоры и внешнеторговые инструменты, которые полностью входят в компетенцию наднациональных органов, для достижения своих внешнеполитических целей. Именно поэтому в торгово-экономических отношениях с Россией ЕС действует иногда не в интересах отдельных стран-членов. Например, приостановив строительство «Южного потока», приняв решение о санкциях в ущерб отдельным европейским государствам.

Умеренно-оптимистический сценарий. С одной стороны, в случае отмены санкций обращаться в ОРС ВТО уже нет смысла, поскольку возместить ущерб в любом случае не удастся. Весь смысл обжалования каких-либо мер в ВТО заключается в обязательстве нарушителя отменить дискриминационную меру, в случае же его бездействия истец получает право ввести ответные меры. Механизм разрешения споров ВТО необходим также для создания прецедента и формирования толкования норм ВТО, чтобы в дальнейшем предотвратить аналогичные ситуации в будущем. Но с ограниченным опытом участия РФ в разрешении споров в ВТО это пока сложно осуществить в свою пользу.

К тому же, данный нетривиальный иск может быть и отклонен ОРС ВТО со ссылкой на то, что ситуация на Украине – это форс-мажор, следовательно, ВТО не рассматривает введенные по этой причине торговые ограничения.

Оптимистический сценарий. В этом случае можно говорить о возможности выхода России и ЕС на путь строительства единого экономического пространства, включающего соглашение, дополняющее правила ВТО.

В сложившихся условиях перспективы торговой интеграции России с Евросоюзом в форме зоны свободной торговли (далее – ЗСТ) выглядят нереалистичными, однако, необходимо рассматривать все возможные варианты.

Так, сотрудники Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара представили результаты своего исследования, нацеленного на количественную оценку создания ЗСТ между ЕС и Таможенным союзом РФ, Беларуси и Казахстана (далее – ТС). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для всех трех стран ТС отмена таможенных пошлин в торговле с ЕС повлияет по-разному.

Так Россия и Казахстан останутся в выигрыше, в то время как издержки Беларуси превысят возможные выгоды. Это связано с тем, что спрос со стороны России сместится с белорусских товаров на европейские товары. Все это говорит о том, что заключение региональных торговых соглашений (далее – РТС) с ЕС возможно лишь при создании механизмов внутреннего перераспределения выигрыша, в противном случае Беларусь будет либо всячески блокировать подписание соглашения, либо настаивать на таком количестве изъятий, что о зоне свободной торговли можно будет говорить лишь номинально [2]. 

Таким образом, ВТО могла бы стать для ЕС и России институциональной и правовой основой НБС. Соглашения ВТО регулируют множество важных сфер, касающихся международной торговли товарами, услугами и прав интеллектуальной собственности. Однако есть вопросы, тесно связанные с торговлей, по которым на многостороннем уровне договориться до сих пор не удалось, или эти договоренности носят весьма ограниченный характер. Тем временем, они все чаще включаются в региональные торговые соглашения [5]. В случае России и ЕС их можно включить в будущий НБС.

На наш взгляд, безусловно, позитивным фактором присоединения РФ к ВТО является ее участие в многосторонних переговорах по так называемым сингапурским вопросам, что необходимо капитализировать при переговорах о будущем соглашении РФ-ЕС. Авторская позиция такова, что из разряда «ВТО-плюс/экстра» в НБС РФ-ЕС целесообразно включить вопросы упрощения процедур торговли, в особенности ускорение прохождения таможни. Таким образом, это поспособствует росту взаимного товарооборота и других экономических показателей без негативных эффектов для российской экономики, как например, в результате, дальнейшей либерализации сферы услуг для Европейского союза. Так, согласно многочисленным исследованиям, ускорение процедур таможенной очистки способствует уменьшению масштабов коррупции. Недостаточная прозрачность процедур и правил, действующих на границе, особенно обременительна для малых и средних предприятий. Помимо увеличения роста взаимного товарооборота России и Евросоюза, включение в НБС положений, направленных на содействие торговли, может положительно влиять и на другие индикаторы. Сокращение таможенного оформления даже на один день применительно к такому крупному торговому партнеру, как ЕС, может оказать влияние на прирост национального продукта. Разумеется, присоединение России к ВТО значительно упрощает возможность сотрудничества с ЕС по данным вопросам.

Кроме того, несмотря на существующие риски присоединения России к Соглашению ВТО о государственных закупках, соглашению с ограниченным числом участников, стоит серьезным образом рассмотреть эту возможность. В торгово-экономических отношениях РФ-ЕС – это было бы хорошим сигналом для европейского бизнеса о привлекательности России как торгового и инвестиционного партнера за счет повышения прозрачности проведения государственных закупок и снижения коррупционных проявлений. России это может дать недискриминационный доступ к емкому рынку государственных закупок, так как по данным на начало 2016 г. в Соглашении участвуют 43 государства. Это приблизительно четверть всех участников ВТО. В экспертном сообществе высказывается мнение о том, что Россия вполне сможет получить выход на рынки Румынии, Польши, Чехии и др. Таким образом, присоединение России к Соглашению о государственных закупках с изъятиями может стать еще одним вариантом использования ВТО как инструмента, стимулирующего торговые отношения РФ-ЕС.

И, наконец, ВТО открывает новые возможности для диалога на транс правительственном уровне. В подтверждение последнего тезиса можно привести следующий аргумент: членство РФ в ВТО фактически дает старт полномасштабной реализации «Партнерства для модернизации».

В целом, получение Россией в 2012 г. статуса члена ВТО служило поводом для оптимизма в отношениях с Европейским союзом, ввиду возможности начала активной фазы переговоров по НБС с развернутым торгово-экономическим разделом и соглашению о ЗСТ, а, следовательно, давало практическую возможность для реализации оптимистического сценария торгово-экономических отношений РФ-ЕС. На сегодняшний день главной задачей становится устранение негативных последствий от санкционной политики. По этой причине, целесообразно подробно рассмотреть два направления деполитизации, тесно связанных с ВТО: использование ОРС ВТО и признание де-факто евразийского Таможенного союза в ВТО.

На протяжении долгого времени торговый климат двух важнейших партнеров ухудшали противоречия по множеству вопросов, касающихся торговой политики в отношении друг друга. ЕС выдвигал претензии России как от лица Еврокомиссии (далее – ЕК), так и от имени государств-членов. К общеевропейским претензиям относятся: высокие импортные тарифы, экспортные ограничения на сырьевые товары, изготовление поддельных продуктов в России, а также несовершенства защиты прав интеллектуальной собственности, взимание платы за проезд с иностранных грузовых транспортных средств, двойное ценообразование в сфере энергетики.

Национальные проблемы стран-членов включают в себя: экспорт нефти (Латвия, Литва, Эстония), импорт мяса и овощей (Польша), прерывание поставок нефти (Литва, Чехия), экспортные налоги на древесину (Финляндия, Швеция). Недовольство отечественных экспортеров связано в основном с нетарифными мерами (далее – НТМ), используемыми ЕС в отношении товаров российского производства, например, европейской системой по контролю за содержанием химических веществ (REACH), которую многие восприняли, как технический барьер в торговле, а также ограничениями на ввоз в ЕС товаров ядерного цикла, пшеницы, транзита энергоресурсов и антидемпинговыми мерами.

Рассмотрим ограничения в доступе российских товаров на рынок Европейского союза, применяемые ЕС помимо импортных пошлин, то есть нетарифные меры в отношении России.

Перечень действующих на данный момент ограничительных мер по отношению к России со стороны Европейского союза, который является лидером среди всех торговых партнеров РФ по этому показателю (17 мер), представлен в таблице 1. В этом перечне отражены только НТМ, которые оказывают реальное воздействие на деятельность российских поставщиков.

Существенные негативные эффекты ощущают на себе российские экспортеры из-за антидемпинговых мер в отношении продукции трубной промышленности, нитрата аммония и феррокремния [3].

Учитывая тот факт, что почти все антидемпинговые меры введены достаточно давно, можно прийти к выводу об их дискриминационном характере. Они являются явным проявлением протекционизма со стороны ЕС. Российские компетентные органы в сотрудничестве с бизнесом настаивают на пересмотре антидемпинговых мер, но до сих пор никаких положительных сдвигов по этим вопросам не наблюдается.

Ежегодные потери российских экспортеров от применения методики «энергокорректировок» при расчете нормальной стоимости товаров, находящихся под антидемпинговыми расследованиями оцениваются в 500 млн. долл. США [1].

Помимо этого, серьезным препятствием для торговли с ЕС являются применяемые ЕС технические барьеры, в частности, запрет на поставки асбеста и асбестосодержащих материалов, требования вышеупомянутой системы REACH, требования к маркировке и упаковке никельсодержащей продукции и требования подтверждения легальности заготовки древесины, ввозимой на рынок стран-членов ЕС.

Вместе с тем, в ЕС применяются и количественные ограничения, включающие квоты на мясо птицы, тарифные квоты на пшеницу и ячмень, и ряд других нетарифных мер. В этот список целесообразно добавить режим негласного квотирования на товары ядерного цикла из России, который никто не отменял.

Кроме того, на наш взгляд, ВТО не приведет к сокращению нетарифных мер, применяемых ЕС. Несмотря на завершение действия некоторых ограничительных мер, в целом, количество применяемых ограничений в отношении товаров, представляющих экспортный интерес для России, увеличилось после присоединения РФ к ВТО. Основным видом барьеров по-прежнему остаются антидемпинговые меры, к которым прибавились политически мотивированные барьеры в торговле. Для РФ остаются барьеры в торговле с ЕС энергоресурсами (в том числе ядерными материалами), минеральными удобрениями, продукцией металлургии, трубной промышленности, лесного хозяйства, птицеводства.

Анализ уровня тарифной защиты показал, что с присоединением РФ к ВТО налаживается баланс между уровнем таможенных пошлин, взимаемых ЕС, и средним уровнем пошлин, принятым в России. Это уже применимо к торговле сельскохозяйственной продукцией. В торговле промтоварами снижение произойдет по мере истечения переходного периода, то есть к 2019 г. В контексте торговли с ЕС наиболее важны обязательства РФ по экспортным пошлинам на вывоз некоторых сырьевых товаров, по которым Россия на законодательном уровне закрепила предварительные консультации с ЕС при намерении их повысить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Присоединение Беларуси и Казахстана к ВТО, а также последующее признание Комиссией ЕС Евразийской экономической комиссии партнером на переговорах по торговым аспектам в текущих обстоятельствах – приоритет для России в налаживании торгово-экономических взаимоотношений с ЕС. В долгосрочной перспективе для нормализации отношений важно присоединение и других членов ТС. Тем более, в скором времени в ЕАЭС вступят новые страны, однако, уже являющиеся членами ВТО.

Анализ показал, что членство России в ВТО является инструментом нормализации отношений с Европейским союзом. Таким образом, преимущество российского участия в ВТО заключаются, в первую очередь, в деполитизации торгово-экономических отношений РФ и ЕС за счет институциональных аспектов, появления квазисудебной инстанции в этой сфере отношений, увеличении политического веса РФ в международной торговой системе, минимизации противоречий между евразийской интеграцией и торгово-экономическими отношениями с ЕС. Однако само по себе присоединение к ВТО не означает нормализацию отношений с ЕС. Поэтому на первый план выходит активное использование Россией ВТО в качестве инструмента.

Список литературы

1. Доклад об ограничительных мерах, применяемых к товарам государств – членов Таможенного союза третьими странами в I-ом полугодии 2014 года // Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/SiteAssets/dostup/doklad_2014.pdf.

2. Кнобель А. Возможные экономические последствия торгового соглашения между ЕАЭС и ЕС в контексте евразийской интеграции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iep.ru/files/Gaidarovskie_chtenia/2014/astana/Knobel1.pdf.

3. Обзор существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки // Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp.

4. Россия – Европейский союз: возможности партнерства Доклад РСМД [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-22368267.

5. Саммит Россия – Европейский союз // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/20113.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу