Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (16), Июнь 2016


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ – КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Скачать статью полностью

Автор: М.Л. ЯШИНА,
д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики, организации и управления на предприятии Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П. А. Столыпина,
Д.В. АНТОНОВА,
студентка Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П. А. Столыпина
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

В статье анализируется состояние и развитие сельских территорий Российской Федерации, акцентировано внимание на неупорядоченности социальной структуры аграрного сектора, подчеркивается необходимость переориентации направлений бюджетного финансирования на улучшение качества социально-бытовой инфраструктуры села, повышение качества жизни и работы сельского населения, как это принято в развитых странах. Обобщен зарубежный опыт развития потребительской кооперации и опыт российских регионов-лидеров кооперативного движения, отмечается необходимость системного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, актуализации стратегических направлений устойчивого развития сельских территорий.

The article analyzes the state and development of rural territories of the Russian Federation, to focus attention on the disorder of the social structure of the agricultural sector, it stresses the need to reorient the directions of budgetary funding to improve the quality of social and household rural infrastructure, improving the quality of life and work of the rural population, as is the case in developed countries. Generalized foreign experience in the development of consumer cooperation and experience of Russian regions, the leaders of the cooperative movement, there is need for a systematic development of agricultural consumer cooperatives, updating the strategic directions of sustainable development of rural areas.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, сельскохозяйственная потребительская кооперация, кредитная кооперация, социально-экономическое развитие.

Keywords: sustainable development, rural areas, agricultural consumer cooperatives, credit cooperation, social and economic development.

Развитие сельского хозяйства в развитых странах является одной из насущных задач настоящего времени, вплетенной в социально-экономический контекст этих стран, размещения их производительных сил, выравнивания условий жизни населения.

Считается, что до 2013 г. главным инструментом реализации «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» [1] являлась федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2013 года», принятая в 2002 г. Развивающая положения этих документов «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [2] (далее Стратегия), а также Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. с ее акцентом на «создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий» преследуют цель помимо достижения общего «стабильного (следовательно, от лат. stabilis – того же устойчивого) социально-экономического развития сельских территорий» в конкретных ее направлениях обеспечить: «рост объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышения уровня его жизни, рациональное использование земельных ресурсов».

Не вникая в дополнительные пояснения отмеченной выше очевидной методологической уязвимости, тавтологии определения понятия устойчивости стабильностью, т.е. той же устойчивостью, следует обратить внимание на то, что в конкретные целевые показатели стратегии развития (ключевое слово в понятии устойчивое развитие) включены также показатели экономического роста, прежде всего количественное увеличение произведенной продукции. Отчетными данными по этому увеличению представители властей, обычно пользуются для иллюстрации успехов именно в развитии сельского хозяйства.

Таким образом, по основному целевому показателю Стратегии стоит сказать только о количественном росте производства сельскохозяйственной продукции, пока не достигшим уровня 1990 г. и составившим за период действия Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. лишь 7% при сохраняющейся тенденции истощения естественного плодородия, т.е. неэффективного использования сельскохозяйственных, прежде всего, пахотных земель вместо предполагавшегося рационального их использования. Динамика этого роста на основе упадка главного средства производства в сельском хозяйстве (за годы реформ вынос питательных веществ из почвы в 3 раза превысил их возврат в виде удобрений) говорит не столько о развитии, т.е. качественном преобразовании, сколько о стагнации, регрессе, а это характерный признак глубокого сельскохозяйственного кризиса.

Определенную негативную роль играет и неупорядоченность социальной структуры аграрного сектора. Не получили широкого распространения настоящие кооперативные формы хозяйства, а именно вертикального типа (снабженческо-сбытовые, сервисные и т.д.), в производственных кооперативах во многом сохранились прежние колхозные порядки, закрепленные нормами ущербного по своему содержанию Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [3]. Огромные агрохолдинги, которые не всегда эффективно используют природные ресурсы и поглощают большую часть кредитно-инвестиционных ресурсов, вытесняют кооперативы.

Использование, сохранение и улучшение земли достигается сейчас лишь в приусадебных семейных хозяйствах (посевная площадь – 4,3%), в значительной мере в К (Ф)Х (посевная площадь около 20%), что обусловлено стимулами частного землевладения. Благодаря более бережному отношению к земле эти хозяйства на 25% посевов производят более 50% сельскохозяйственной продукции [4]. Результаты деятельности этих хозяйств, в том числе по росту объемов товарной продукции были бы еще выше при активном развитии обслуживающих (вертикальных) форм сельскохозяйственной кооперации (сбыт продукции, материально-техническое обслуживание и т.д.). Однако вокруг кооперации на селе пока ведутся больше общие разговоры, создаются формальные ассоциации, проводятся совещания и съезды, научные конференции разрабатываются концепции и т.д. Эффективная кооперативная политика с разумным ее правовым обеспечением, развитая система сельскохозяйственной кооперации в стране фактически отсутствует.

На другой стороне находится предоставленная сама себе совокупность небольших хозяйств населения (прежде всего приусадебные и другие семейные хозяйства граждан), располагающих очень ограниченными земельными и кредитными ресурсами, хотя обеспечивающих (и показывающих свою устойчивость) более ⅔ производства овощей, плодов и ягод, картофеля, более 20% – яиц, почти 30% – скота и птицы на убой, более 46% – молока и т.д., т.е. свыше 40% всей валовой продукции отрасли. 10% продукции села дают фермерские хозяйства, успешно конкурирующие с агрохолдингами в производстве помимо зерновых (22%) таких интенсивных культур, как подсолнечник (более 27%), овощи (почти 14%) сахарная свекла (12%), хотя также имеющих ограниченные ресурсы господдержки [4].

В феврале 2015 года вышла  «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Именно она должна была определить основные направления и механизмы развития сельских территорий России. Однако вместо руководства к действию с четко обозначенными приоритетными мероприятиями и источниками их финансирования получился документ, состоящий из «благих пожеланий». Наиболее злободневные вопросы для сельских жителей остаются нерешенными.

Целевые показатели как Стратегии, так и Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [5], заслуживают отдельного упоминания. По-прежнему все измеряется в койко-местах, длине водопроводов и квадратных метрах на душу населения (табл. 1), не приводится ни одной качественной характеристики.

Нетрудно заметить, что из запланированных бюджетных средств большая доля уйдет на строительство жилья, проведение газо- и водопроводов, других мероприятий по улучшению качества социально-бытовой инфраструктуры села. В Европейском Союзе применяется другой подход: меры поддержки сельского развития направлены, в первую очередь, на структурную перестройку и модернизацию ферм (34% предоставленных средств), экологические мероприятия и мероприятия по охране окружающей среды, диверсификацию доходов сельского населения (в совокупности – 44%). Поддерживаются также так называемые сельские инициативы (6%, аналог российского мероприятия, которое было запланировано, но ни разу не профинансировано из-за ежегодного урезания средств) [4].

За сопоставимый период (2007-2013 гг.) расходы на мероприятия из Европейского аграрного фонда сельского развития (EAFRD) составили 96 млрд евро. При грубой оценке получается, что в области устойчивого сельского развития средний российский сельский житель из всех источников финансирования может претендовать на 19 евро в год, а европеец – на 117 евро [4]. Но тратятся эти деньги чаще всего на разные мероприятия. В нашей стране все еще преобладает точка зрения, по которой основной акцент в сельском развитии необходимо сделать на улучшении инфраструктурных характеристик сельской местности. Очевидно, что в масштабах такой большой страны, как Россия, это сделать крайне тяжело. Поэтому представляется, что направления поддержки должны формулироваться в большей части самим сельским населением, а распределение средств осуществляться, например, через конкурсы инфраструктурных проектов и прочих сельских инициатив.

Над комплексной оценкой качества жизни сельского населения, отражающей социально-экономическое состояние российских сельских территорий, работает не так много авторских коллективов [6], но такие методики есть во Всемирном банке и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, методика ОЭСР по оценке качества жизни ( «Индекс лучшей жизни») включает 11 составляющих: жилищные условия, доход, работа, общество, образование, экология, гражданские права, здоровье, удовлетворенность, безопасность, соотношение работы и отдыха [7]. Представляется, что именно в этом направлении должны меняться индикаторы Стратегии и Госпрограммы, а устойчивое развитие сельских территорий должно, в первую очередь, ассоциироваться с повышением качества жизни и работы сельского населения.

Направления и механизмы развития сельских территорий страны в настоящее время нуждаются в реализации стратегических направлений устойчивого развития сельских территорий, а также перехода на системное развитие сельскохозяйственной потребительской (в т.ч. кредитной) кооперации (рис. 1).

Недостаточная эффективность существующих институтов, отсутствие системы саморегулирования, очень низкий уровень государственной поддержки, минимальный уровень финансовой устойчивости являются основными проблемами, препятствующими дальнейшему системному развитию сельскохозяйственной потребительской (в т.ч. кредитной) кооперации. Для решения вышеперечисленных проблем требуется создание новых институтов, совершенствование нормативно-правового обеспечения и мер государственной поддержки. Стоит отметить, что важным фактором укрепления сельскохозяйственной кредитной кооперации остается финансирование со стороны государственного сектора. Оно должно быть устремлено не только на поддержку, но и на развитие. Сельскохозяйственная кредитная кооперация также должна иметь свою центральную финансовую организацию, которая будет являться связующим звеном между рынком капитала, в том числе международным, и кооперативами.

Финансовая поддержка микрофинансовых организаций сельских территорий, в том числе сельская кредитная кооперация, может проводиться посредством выделения грантов микрофинансовым организациям на начальном этапе их развития.

Немаловажным направлением является разработка дорожной карты по развитию, регулированию и контролю деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, цель которой – разработка и принятие согласованных позиций между Банком России, Минсельхозом России и представителями рынка сельскохозяйственной кредитной кооперации по основным составляющим регулирования рынка финансовых услуг, направленных на комплексное развитие СКПК, содействующих расширению доступа сельского населения к финансовым услугам.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является важным направлением для поддержки сельских территорий. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (кроме кредитных) стали стремительно развиваться в момент реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого им впервые стала оказываться бюджетная поддержка в форме возмещения процентной ставки по кредитам и займам из федерального и региональных бюджетов.

С 2006 по 2015 гг. число зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло почти в 7 раз и по данным Росстата на 1 января 2015 г., составило 6429, из них 1721 кредитных, 987 – перерабатывающих, 1494 – снабженческо-сбытовых, 729 – обслуживающих, 1498 – прочих видов [4]. Однако стоит отметить, что по данным Минсельхоза России, лишь 68% от общего числа кредитных кооперативов вели какую-либо деятельность. Минсельхозом России поставлена цель – активизировать деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и повысить устойчивость их деятельности, усилить взаимосвязь и работу с ОАО «Россельхозбанк».

Более чем по 100 полноценно работающих кооперативов создано в Волгоградской, Калужской, Кировской, Липецкой, Оренбургской, Саратовской областях, Республиках Бурятия, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике, Краснодарском, Забайкальском и Красноярском крае и др. Лидерами кооперативного движения по численности являются Пензенская область – 648 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, Липецкая область – 563 и Республика Саха (Якутия) – 520 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (рис. 2). В Ульяновской области в настоящее время, ведут свою деятельность 36 сельскохозяйственных потребительских кооперативов из 60 зарегистрированных.

Липецкая область – регион, который достиг огромных успехов в развитии потребительской кооперации. В регионе ведет свою деятельность Центр развития кооперации. Его работа заключается в: подготовке специалистов для кооперативов, разработке методических материалов по этапам создания и моделирования кооперативов, разъяснении федерального законодательства и банковской нормативно-правовой базы, подготовке типовых документов для регистрации кооперативов, подготовке рекламных проспектов о государственной поддержке. В данном регионе утверждена целевая программа «Развитие кооперации в Липецкой области на 2013-2020 годы» в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 г. N168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» [8]. Целью данной программы является повышение значения кооперации в развитии производственных отношений. Финансирование данной программы производится из областного бюджета и неоднородно: в первые 3 года объем выделяемых средств наивысший, в последующие 5 лет финансирование примерно одинаковое. Наибольший объем выделенных средств приходится на 2015 г. (рис. 3).

Очевидно, что без достаточной материально-технической базы и в условиях конкуренции с крупными рыночными интеграторами развиваться кооперативам крайне тяжело. Они нуждаются в поддержке государства на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. К сожалению, важность развития сельскохозяйственной кооперации во многом недооценивается государством. Кооперативы получают ничтожную долю государственной поддержки в рамках Государственной программы по развитию сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

За последние шесть лет (2009-2014 гг.) общий объем кредитов, предоставленных сельскохозяйственным потребительским кооперативам, составил 21629 млн руб., в том числе в 2009 г. – 6377 млн руб., в 2010 г. – 6062 млн руб., в 2011 г. – 5797 млн руб., в 2012 г. – 668 млн руб., в 2013 г. – 1700 млн руб., в 2014 г. – 1025 млн руб. [4]. Объём поддержки существенно снизился и составил за три последних года всего 15% от общей за шесть лет поддержки (рис. 4).

Снижается и удельный вес сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме государственной кредитной поддержки малых форм хозяйствования. В 2009 г. этот показатель составлял 6,8%, в 2010 г. – 5,8%, в 2011 г. – 4,9%. В 2012 г. падение доли сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигло критического уровня, составив всего 0,66%, в 2013 г. поднялось до весьма скромных 2,4%, в 2014 г. вновь опустилось до 0,9% (рис. 5) [4].

В 2014 г. поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации оказана восьми регионам путем софинансирования их экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, предусматривающих реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации – Республика Дагестан, Чувашская Республика, Приморский край, Амурская, Астраханская, Вологодская, Пензенская и Ростовская области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. №     1634-р выделено 400 млн руб. средств из федерального бюджета. Предусмотрено софинансирование со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 171 млн руб., а также внебюджетных средств самих кооперативов, пожертвований, взносов в размере 380 млн руб.

Субсидии получили сельскохозяйственные потребительские кооперативы Республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Алтайского, Забайкальского, Пермского, Приморского, Ставропольского краев, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кемеровской, Костромской, Липецкой, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской, Томской областей, всего 25 субъектов Российской Федерации. Наибольший объём субсидий (более чем по 20 млн руб.) получили развитые региональные кооперативные системы Волгоградской, Пензенской, Ростовской, Забайкальский край и Республика Саха (Якутия) [4].

В Краснодарском крае на данный момент создана некоммерческая организация «Агропромышленный союз Кубани», целью которого является помощь ее участникам в осуществлении деятельности, которая направлена на достижение социальных, управленческих целей, защиты прав и законных интересов членов Союза, разрешения споров и конфликтов, координации действий своих членов по развитию агропромышленной сферы Кубани. Агропромышленный союз Кубани проводит и посещает много мероприятий по поддержке потребительской кооперации, в ходе, которого обсуждается опыт передовых хозяйств Кубани в биологизации земледелия и сохранения плодородия почв. В Краснодарском крае разработан проект создания государственного предприятия, механизм работы которого предполагает закупку сельхозпродукции с поля, огорода у сельскохозяйственных товаропроизводителей края, которая в дальнейшем будет проходить первичную доработку, фасовку и хранение, с последующей реализацией торговым сетям, магазинам шаговой доступности, предприятиям социальной сферы и через сеть распределительных пунктов организациям санаторно-курортного комплекса [9]. Таким образом, создаваемая сеть позволяет исключить посредников, снизив при этом цены для потребителей, а также обеспечить круглогодичное присутствие кубанской продукции на местном рынке.

Липецкая область стала общероссийской площадкой по обмену опытом развития кооперации. В целях организации дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции для начинающих производителей Липецкой области, имеющих малые объемы производства, Управление приняло меры по активизации ярмарочной деятельности областного уровня. Для расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой кооперативами, Управлением в течение 2015 года организовано и проведено 224 областные ярмарки. Центр развития кооперативов организует обучение кадрового состава, осуществляет помощь по юридическим, финансовым, вопросам. Ревизионный союз «Липецкий», который работает в регионе несколько лет, проводит ревизию и защиту имущественных интересов кооперативов. Власти Липецкой области приступили к реализации проекта по вовлечению молодежи в кооперативное движение. Работу с молодежью ведут сотрудники местного управления по развитию среднего и малого бизнеса. В конце 2015 г. представители власти провели ряд встреч, на которых присутствовали около 800 жителей области, больше 60 из них прошли обучение в рамках проекта. С начала 2016 г. молодые люди открыли 7 кооперативов, специализирующихся на производстве и реализации кондитерских изделий, мясной и молочной продукции, строительстве [8].

В Саратовской области Правительство всегда уделяло большое внимание развитию кооперации на селе. В рамках программ развития сельскохозяйственной кооперации поддержка оказывалась по таким направлениям как:

  • предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по взятым кредитам;
  • укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;
  • обучение и повышение квалификации кадров сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;
  • предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

Все эти меры позволили на сегодняшний день активно развиваться 29 кредитным, 107 снабженческо-сбытовым, 25 перерабатывающим и 14 обслуживающим сельскохозяйственным кооперативам [10].

Таким образом, кооперация более развита там, где активное участие принимает государство, муниципальные органы власти через глав сельских поселений, общественные объединения и инициативное сельское население, фермеры. Для того чтобы коллективные формы хозяйствования стали мощным стимулом развития экономики, требуется совершенствование механизмов государственного регулирования и усиление мер поддержки на всех уровнях власти.

Используя богатый опыт кооперирования из советского прошлого, а также учитывая традиции целых поколений работников потребительских обществ, постепенно начинает развиваться система потребительской кооперации в Ульяновской области.

На сегодняшний день в регионе зарегистрировано 60 кооперативов, из которых 31 сельскохозяйственный производственный кооператив, 20 снабженческо-сбытовых, 5 перерабатывающих, 6 кредитных. Однако осуществляют хозяйственную деятельность только 36 кооперативов. В рамках областной госпрограммы по развитию сельского хозяйства Ульяновской области на 2014-2020 гг. потребительским обществам субсидируются процентные ставки по кредитам, ежемесячные лизинговые платежи, возмещается часть затрат на приобретение техники и оборудования, реконструкцию и капитальный ремонт помещений. На грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в 2016 г. выделены приоритетные направления – овощное и молочно-мясное.

С 2016 г. в регионе возобновляется системная работа по поддержке сельских граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В целях повышения занятости и доходов сельских граждан сделан упор на разработку Закона Ульяновской области «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств на территории Ульяновской области» [11].

Вместе с тем, механизмы поддержки личных подсобных хозяйств также нуждаются в совершенствовании. В Ульяновской области, в которой основная часть сельскохозяйственной продукции производится малыми формами хозяйствования, необходимо переходить на преимущественное обслуживание сельских заёмщиков через кредитные кооперативы.

Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы» нацелена на создание механизмов стимулирования объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативы (табл. 2) [12].

В настоящее время осуществляется взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по заключению Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета Ульяновской области на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в 2016 г.

Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ульяновской области осуществляется через предоставление грантов на создание, расширение или развитие материально-технической базы кооперативов, включая строительство, реконструкцию или модернизацию производственных зданий и строений, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции [13]. Финансирование со стороны государства идет на создание логистических центров, проведение ярмарок, реализацию таких форм развития, которые урезают цепочку между производителем и потребителем, и минимизируют цену [14, 15]. Важно наряду с отмеченными мерами перенять опыт Липецкой области по вовлечению и подготовке кадров для кооперативов, разработке методических материалов по этапам создания и моделирования кооперативов.

Для повышения устойчивости сельского развития большое значение приобретает поддержка экономической активности, а именно сельского туризма. Сегодня в общем объеме туристических услуг доля сельского туризма в России пока маленькая и составляет около 2%, однако имеются благоприятные перспективы для развития этого вида туристической деятельности. Регионы получат положительный эффект от развития сельского туризма (рис. 6).

Несмотря на то, что в России работа в этом направлении еще только зарождается, уже сегодня можно говорить о наличии положительного опыта в данной сфере. Лидерами в организации сельского туризма являются: Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Тамбовская, Республики Карелия и Чувашия, Подмосковье и Алтайский край. В этих регионах раньше, чем в других, были разработаны и реализованы инструменты региональной поддержки сельского туризма, в том числе приняты ведомственные целевые программы поддержки.

Положительный пример государственной поддержки сельского туризма показывает Калужская область. С 2011 г. в этом регионе действует эффективный механизм поддержки. Компании, предоставляющие услуги в сфере сельского туризма, могут получить государственные субсидии на создание и реконструкцию основных фондов, инженерной инфраструктуры, приобретение объектов имущества.

Социологические опросы и прочие исследования свидетельствуют, что одним из факторов, сдерживающих развитие сельского туризма, является отсутствие информационной базы об услугах, оказываемых гостевыми домами, их месторасположении, контактах.

Наглядный пример эффективно организованной информационной поддержки сельского туризма показывают власти Алтайского края, первые в стране, включившие мероприятия по его поддержке в краевую программу устойчивого развития сельских территорий.

В Республике Бурятия стимул к развитию сельского туризма задал проект, реализованный на средства гранта международной фирмы. Проект содействовал развитию системы услуг «ночлег и завтрак» (В&В), основанный на опыте Великобритании приема туристов в частных домах, и включал обучение местных жителей основам организации туризма.

Актуальна проблема сельского туризма и в Ульяновской области. В регионе принята Концепция развития сельского туризма, финансирование развития аграрного туризма предполагается в рамках целевых программ за счет средств областного и местных бюджетов, привлечения внебюджетных средств. В настоящие время действуют проекты сельского туризма на территории Ульяновской области в 4 муниципальных образованиях – Старомайнском районе ( «Русский берег» (агротуризм), Шале «Релакс»), Сенгилеевском районе ( «Уголок России» (агротуризм)) и Карсунском районе (Гостиничный комплекс ООО «Тревел-Сервис»), Радищевском районе (пруды). Кроме того, существует ещё ряд проектов сельского туризма в Мелекесском, Инзенском и Чердаклинском районах.

К факторам, сдерживающим развитие сельского туризма в Ульяновской области, относятся:

  • отсутствие нормативно-законодательной базы, поддерживающей развитие сельского туризма;
  • отсутствие материальной базы сельских жителей;
  • отсутствие на муниципальном уровне программ развития сельского туризма и поддержки исконных промыслов и ремёсел, событийных мероприятий, представляющих потенциальный интерес для туристов;
  • отсутствие системы информирования потенциальных туристов, в том числе за пределами области о возможностях отдыха в гостевых домах в сельской местности.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения сельского туризма, развитие общей кооперативной инфраструктуры, повышение эффективности существующих институтов, системы саморегулирования, повышение уровня государственной поддержки и финансовой устойчивости сельскохозяйственной потребительской кооперации ускорят рост устойчивости сельского развития и экономическую активность сельского населения.

Системное развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, имеющей в России широкую социально-экономическую базу, успешный исторический опыт и хорошие предпосылки развития, должно опираться на опыт зарубежных стран, которые значительно превосходят в развитии сельскохозяйственной кооперации.

Анализ современного этапа развития сельскохозяйственной потребительской кооперации за рубежом основывается, прежде всего, на изучении деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов США, Германии, Нидерландов, Швеции и др. стран, имеющих сложившиеся традиции и длительный опыт организации, поддержки и регулирования кооперативной деятельности в сельском хозяйстве (табл. 3).

Во многих развитых зарубежных странах кооперативы ведут многообразную консультационно-информационную деятельность благодаря использованию масштабной сети учреждений и служб, связанных с научно-исследовательской работой, внедрением научных достижений в производственную практику. Например, в Нидерландах в системе кооперативных организаций существует институт по изучению современных способов содержания и кормления домашних животных, институт птицеводства, семеноводческие центры, служба консалтинга.
 
Опыт Венгрии, Болгарии, Польши, Японии, США и Голландии свидетельствует, что техническая обеспеченность производства способствует мелким хозяйствам достичь высоких результатов. Благодаря широкой механизации сельскохозяйственных работ фермеры Америки увеличивают свои хозяйства, повышают производительность труда. Они производят столько продукции, что не только кормят своих соотечественников, но и обеспечивают экспорт сельскохозяйственной продукции, составляя при этом менее 2% от общей численности населения.
 
Одним из основополагающих направлений повышения роли кооперативов в развитии сельских территорий является совершенствование государственной поддержки. Она должна строиться на определенных принципах (рис. 7).
 
Различная направленность поддержки предусматривает финансовую, организационную, учебно-методическую и консультационную поддержку развития системы кооперации. Многоуровневость означает федеральную, региональную и муниципальную поддержку. Комплексность должна предусмотреть взаимосвязь программ, которые направлены на развитие кооперации и сельских территорий. Этапность отвечает за различные формы и методы поддержки на начальном и развитом этапах организации кооперативной системы. Социальная специфичность поддержки предполагает потребность в оказании государственной помощи в реализации кооперативами социальных механизмов. Региональная приоритетность распределяет наиболее необходимые для региона направления социально-экономического развития. Инфраструктурная обеспеченность – это создание и развитие учебных и консультационных центров.

Для повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования необходимо увеличение производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, а также рост доходов сельского населения. По нашему мнению, это возможно достичь посредством следующих подходов:
 
  • развития финансовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов для формирования материальной базы;
  • возмещения затрат по процентам, уплачиваемым по привлечённым кредитам и займам (вне зависимости от срока и включая поддержку привлечения средств сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами);
  • возмещения участникам сельскохозяйственных потребительских кооперативов части расходов на содержание данных кооперативов;
  • возмещения участникам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов части обязательного паевого взноса, уплачиваемого в кооператив;
  • направления поддержки кооперативного развития должны формулироваться самим сельским населением, а распределение средств осуществляться, например, через конкурсы и прочих сельских инициатив;
  • наряду с распространенной точкой зрения, согласно которой основной акцент в сельском развитии необходимо сделать на улучшении инфраструктурных характеристик сельской местности, устойчивое развитие сельских территорий должно строиться на основе повышения качества жителей села.

Список литературы

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ №     2136-р от 30 ноября 2010 г. // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/. – Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2016).

2. Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 г., утверждена распоряжением Правительства РФ №     151-р от 2 февраля 2015 г. // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70861426/. – Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2016).

3. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС «Консультант Плюс“  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8572/. – Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2016).

4. Теория и механизмы формирования новой социальной парадигмы устойчивого развития сельских территорий» по теме: 0571-2014-008 на 2015 г. «Разработать стратегию устойчивого развития сельских территорий в условиях новой социальной парадигмы: Отчет о научно-исследовательской работе. Задание 2 программы ФНИ государственных академий наук на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viapi.ru/research/reports/. – Загл. с экрана (дата обращения 11.05.2016).

5. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года: Федеральная целевая программа // СПС „Консультант Плюс“ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174354. – Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2016).

6. Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий / Под ред. С.О. Сиптица, Л.А. Овчинцевой. ФГБНУ им. А.А. Никонова. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2015. – 185 с.

7. Our countryside: the future. A fair deal for rural England. Наша сельская местность: будущее. Честный взгляд на сельскую Англию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20090616140704/http://www.defra.gov.uk/rural/pdfs/ruralwp/rural.pdf. – Загл. с экрана (дата обращения 11.05.2016).

8. Развитие кооперации в Липецкой области на 2013-2020 годы: Постановление об утверждении областной целевой программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/872620031. – Загл. с экрана (дата обращения 05.04.2016).

9. Исполнение плана мероприятий („дорожной карты“) содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу по итогам 2 квартала 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1923/23142. – Загл. с экрана (дата обращения 05.04.2016).

10. Государственная поддержка // Гарант Кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sargk.ru/gosudarstvennaya-podderzhka/. – Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2016).

11. Об утверждении государственной программы Ульяновской области „Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области“ на 2014-2020 годы (с изм. от 7 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463704418. – Загл. с экрана (дата обращения 05.04.2016).

12. Отчет первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области А.В. Чепухина о работе отраслей, курируемых Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, за 2015 г. на заседании комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agro-ul.ru/index.php?id=6763. – Загл. с экрана (дата обращения 11.05.2016).

13. Еварестова М. С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация – основа развития малых форм хозяйствования на селе / М.С. Еварестова, М.Л. Яшина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – №     2. – С. 62-65.

14. Яшина М. Л. Развитие сельских территорий: состояние, проблемы и зарубежные подходы / М.Л. Яшина, Е.А. Голубева, С.В. Голубев // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2014. – №     3 (20). – С. 87-89.

15. Яшина М. Л. Устойчивое сельское развитие: отечественный опыт и зарубежные подходы / М.Л. Яшина, Г.Л. Юсупова // Экономика и социум. – 2014. – №     1-2 (10). – С. 1287-1295.

16. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества: Монография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.mcx-penza.ru%2Fuserfiles%2Ffile%2F%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%258F%252030%252011_2012_.doc&name=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%2030%2011_2012_.doc&page=1&lang=ru&c=5734bf0c583b. – Загл. с экрана (дата обращения 17.05.2016).

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу