Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №4 (14), Декабрь 2014


СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ГУКОВО)

Скачать статью полностью

Автор: М.В. ЯКИМЕНКО,
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета,
Р.А. ВАЛЫНКИН, студент 5 курса кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета,
Р.А. ВАЛЫНКИН,
студент 5 курса кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

В статье рассмотрено положение моногородов в современной России. Приведена динамика статистических данных по основным аспектам социальных изменений в обществе на примере монопрофильного муниципального образования «Город Гуково». Предложен алгоритм действий по увеличению объемов занятости населения города.
The position of monotowns in modern Russia is raised in the article. The dynamics of the statistical data on the main aspects of social changes in society is shown in the article by the example of monotown «City Gukovo». An algorithm of actions to increase the volume of employment of the city is proposed.
Ключевые слова: моногород, инвестиции, модернизация, качество жизни населения, социально-экономическое развитие, градообразующее предприятие, неиспользуемые мощности, муниципальное образование, объемы занятости населения, экономически-активное население, миграционный отток, проблема моногородов, экономика России.
Keywords: monotown, investments, modernization, population life quality, social and economic development, city-forming enterprise, idle capacity, municipal formation, the volume of employment, economically-active population, migration outflow, the problem of monotowns, Russia’s economy.
Значительное преобладание в российской экономике неконкурентоспособных предприятий, которые преимущественно располагаются на территории монопрофильных городов, является одной из наиболее актуальных проблем экономики нашей страны. Наиболее остро это проблема проявила себя в результате финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны.
Градообразующий комплекс это одно или совокупность нескольких предприятий одной или смежных отраслей, суммарно производящие не менее 50% валового продукта города, либо в штате которого работает не менее 25% экономически активного населения города. Градообразующее предприятие в подавляющем большинстве случаев способствует обеспечению условий жизнедеятельности в муниципальном образовании. Оно играет ключевую роль в обеспечении занятости и уровня доходов большей части населения, участвует в поддержании уровня функционирования объектов инженерной и социальной инфраструктуры, транспорта и энергетики, обеспечивает программы социальной помощи малообеспеченным категориям граждан.
Стоит отметить, что основной отличительной особенностью российских моногородов по сравнению с моногородами развитых стран Европы является значительная степень неразвитости объектов социальной инфраструктуры за пределами градообразующего предприятия. Такой линейная стратегия развития города скрывает в себе значительные социальные риски, которые при неблагоприятном развитии экономики города могут способствовать возникновению социального кризиса. 
В качестве значимой составляющей качества жизни в монопрофильных городах можно назвать ограниченность материальных ресурсов. Наличие отраслевой специализации выступает ограничителем рынка предложения товаров и услуг в городе. Казалось бы, тем самым, такая ситуация должна мотивировать развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Но, тут вырисовывается другая проблема, согласно которой малые предприниматели ограничены в капитале и в возможностях взятия крупных кредитов, а инвесторы из вне с опаской относятся к вкладу своих денежных средств в альтернативные профили моногородов из-за сопутствующих им высоких рисков и колоссального уровня неразвитости объектов инфраструктуры. 
На сегодняшний день, по данным Министерства регионального развития, в России насчитывается 460 моногородов. Далеко не все моногорода являются проблемными. Большинство из них успешно функционируют, внося свою существенную лепту в ВВП страны. В то же время, по данным официальной статистики [7] в двадцати семи городах ситуация признана критической. 
Город Гуково Ростовской области является одним из списка 27 моногородов, разработка и реализация инвестиционных планов развития которых является первоочередными задачами.
Численность постоянного населения г. Гуково на 1 января 2014 г. составила 65,3 тыс. чел. или 1,5% от общей численности населения Ростовской области и продолжает сокращаться (рис.1, 2,3) [6]. 

В статье рассмотрено положение моногородов в современной России. Приведена динамика статистических данных по основным аспектам социальных изменений в обществе на примере монопрофильного муниципального образования «Город Гуково». Предложен алгоритм действий по увеличению объемов занятости населения города.

The position of monotowns in modern Russia is raised in the article. The dynamics of the statistical data on the main aspects of social changes in society is shown in the article by the example of monotown «City Gukovo». An algorithm of actions to increase the volume of employment of the city is proposed.

Ключевые слова: моногород, инвестиции, модернизация, качество жизни населения, социально-экономическое развитие, градообразующее предприятие, неиспользуемые мощности, муниципальное образование, объемы занятости населения, экономически-активное население, миграционный отток, проблема моногородов, экономика России.

Keywords: monotown, investments, modernization, population life quality, social and economic development, city-forming enterprise, idle capacity, municipal formation, the volume of employment, economically-active population, migration outflow, the problem of monotowns, Russia’s economy.

Значительное преобладание в российской экономике неконкурентоспособных предприятий, которые преимущественно располагаются на территории монопрофильных городов, является одной из наиболее актуальных проблем экономики нашей страны. Наиболее остро это проблема проявила себя в результате финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны.

Градообразующий комплекс это одно или совокупность нескольких предприятий одной или смежных отраслей, суммарно производящие не менее 50% валового продукта города, либо в штате которого работает не менее 25% экономически активного населения города. Градообразующее предприятие в подавляющем большинстве случаев способствует обеспечению условий жизнедеятельности в муниципальном образовании. Оно играет ключевую роль в обеспечении занятости и уровня доходов большей части населения, участвует в поддержании уровня функционирования объектов инженерной и социальной инфраструктуры, транспорта и энергетики, обеспечивает программы социальной помощи малообеспеченным категориям граждан.

Стоит отметить, что основной отличительной особенностью российских моногородов по сравнению с моногородами развитых стран Европы является значительная степень неразвитости объектов социальной инфраструктуры за пределами градообразующего предприятия. Такой линейная стратегия развития города скрывает в себе значительные социальные риски, которые при неблагоприятном развитии экономики города могут способствовать возникновению социального кризиса. 

В качестве значимой составляющей качества жизни в монопрофильных городах можно назвать ограниченность материальных ресурсов. Наличие отраслевой специализации выступает ограничителем рынка предложения товаров и услуг в городе. Казалось бы, тем самым, такая ситуация должна мотивировать развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Но, тут вырисовывается другая проблема, согласно которой малые предприниматели ограничены в капитале и в возможностях взятия крупных кредитов, а инвесторы из вне с опаской относятся к вкладу своих денежных средств в альтернативные профили моногородов из-за сопутствующих им высоких рисков и колоссального уровня неразвитости объектов инфраструктуры. 

На сегодняшний день, по данным Министерства регионального развития, в России насчитывается 460 моногородов. Далеко не все моногорода являются проблемными. Большинство из них успешно функционируют, внося свою существенную лепту в ВВП страны. В то же время, по данным официальной статистики [7] в двадцати семи городах ситуация признана критической. 

Город Гуково Ростовской области является одним из списка 27 моногородов, разработка и реализация инвестиционных планов развития которых является первоочередными задачами.

Численность постоянного населения г. Гуково на 1 января 2014 г. составила 65,3 тыс. чел. или 1,5% от общей численности населения Ростовской области и продолжает сокращаться (рис.1, 2,3) [6]. 

 

 

По итогам 2013 г. число умерших составило 992 человека, что на 138 случаев меньше соответствующего периода прошлого года (табл. 1). Смертность сократилась по сравнению с прошлым годом на 12,2%. Детей в 2013 г. родилось на 1 человека больше, чем по результатам 2012 г [6].

Миграционный отток в 2013 г. зарегистрирован на отметке в 171 человека, что на 134% превышает показатели 2012 г. (табл. 2) [6]. 

Отрицательное сальдо миграции населения, сложившееся в городе, наиболее остро отражается на местном бизнесе, градообразующем предприятии, инфраструктуре и местной власти, которые, будучи работодателями, лишаются – в силу указанного демографического обстоятельства – квалифицированной рабочей силы. Выезд и долговременное пребывание людей за пределами дома неблагоприятно отражаются на устойчивости института семьи. На этом неблагоприятном миграционном фоне стала отчетливо проявляться неудовлетворенная потребность работодателей города в квалифицированной рабочей силе.

Основными причинами маятниковой миграции населения являются [2]:

  • низкий уровень оплаты труда на предприятиях г. Гуково (рис.4.), понуждающий людей, владеющих востребованными не горными специальностями, уезжать на заработки за пределы города;
  • низкий уровень заработной платы на угледобывающих предприятиях в сравнении со значениями, средними по угольной отрасли страны, что побуждает лиц, владеющих основными горными профессиями, устраиваться на горные предприятия, действующие в других регионах РФ (Москва, Сант-Петербург, Сочи); 
  • высокий уровень профессиональной заболеваемости и травматизма на угольных предприятиях, в связи с отсутствием мощной системы профилактики специфических шахтерских заболеваний. Несмотря на то, что средняя заработная плата на угольных предприятиях почти в 2 раза превышает уровень средней заработной платы по городу, высокие риски для здоровья и жизни отталкивают часть населения города от выбора шахтного забоя в качестве места своей работы. Негативный фон для принятия таких решений составляют и участившиеся случаи техногенных катастроф на приграничных шахтах Украины (Западный Донбасс), где – в силу исторических обстоятельств – проживают родственники и близкие многих гуковчан;
  • в Гуково наблюдается один из самых высоких в Ростовской области процент лиц старше трудоспособного возраста.

Уменьшение общей численности населения города является дополнительной причиной вытеснения гуковчан из города в поисках таких мест, заработок в которых поможет более-менее достойно содержать нетрудоспособных родителей.

Среднесписочная численность занятых в экономике города по крупным, средним и малым предприятиям и организациям снизилась в 2014 г. относительно предыдущего периода на 29,74% и составила 8,53 тыс. человек (табл. 3) [6]. Эта тенденция обуславливается ростом численности гуковчан, выезжающих на работу за пределы города и региона (в основном в Ростов-на-Дону, Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Якутию).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в городе за сентябрь 2014 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 14,8% и составила 18203 рубля (рис. 4) [6].

Стоит отметить, что в городе возрастает потребность в рабочей силе, заявляемая работодателями в службу занятости населения: в 2012 г. по отношению к предыдущему году – на 12,0%; в 1-ом полугодии 2013 г. по отношению к аналогичному периоду 2012 г. – на 67,1%. По состоянию на 01.01.2012 г. городской банк вакансий содержал 1177 ед., на 01.01.2013 г. – 1257 ед., на 01.07.2013 г. – 1864 ед. Разброс предлагаемой заработной платы от 5,2 до 35,0 тыс. рублей [1]. 

Однако наблюдается постоянное несоответствие спроса предложению по квалификационному признаку. Из общего количества вакансии по рабочим профессиям ежегодно составляли порядка 82%, из них, порядка 65% ориентированы на мужской физический труд, а на регистрационном учете состоят руководители, специалисты и служащие (порядка 45%), женщины  (более 70%), лица, имеющие медицинские ограничения к различным видам труда (порядка 20%). Наиболее востребованными в городе продолжают оставаться медицинские работники, работники швейного производства, начиная с 4 кв. 2011 г. – подземные рабочие угольной отрасли  (60% от заявленных рабочих профессий), а на учете состоят бухгалтера, менеджеры, операторы и бывшие работники угольной отрасли, имеющие медицинские противопоказания к подземным видам работ.

Снижению напряженности на рынке труда города будет способствовать открытие новых производств, развитие малого и среднего предпринимательства, максимальная информированность населения, расширенный спектр профориентационных услуг различным категориям граждан, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.

Для увеличения доли занятого в экономике города населения можно предложить следующий алгоритм действий [4]:

  • Сформировать устойчивую стратегию деятельности органов МСУ по повышению объемов занятости населения МО «Город Гуково» в совокупности с определением наиболее актуальных видов и форм занятости.
  • Обозначить механизмы реализации политики государства в стратегии социально-экономического развития МО «Город Гуково».
  • В качестве основополагающей меры по обеспечению продуктивной занятости населения МО «Город Гуково» обозначить улучшение качественных характеристик уже существующих рабочих мест, а также создание новых.
  • Произвести оценку влияния миграционных движений населения МО «Город Гуково» на показатели его социально-экономического развития.
  • Сформулировать предложения по повышению роли органов МСУ в процессе регулирования потоков мигрирующего населения в рамках местного рынка труда моногорода, а также рынках труда сопредельных территорий.
  • Произвести прогноз основных направлений социально-экономического развития МО «Город Гуково».
  • Произвести работу по определению объема и структуры необходимых инвестиционных вложений для создания программы, способствующей повышению качества системы рабочих мест.
  • На основе проделанной работы сформировать инвестиционный фонд повышения качества рабочих мест на уровне региона.
  • Приступить к реализации программы повышения качества рабочих мест на уровне МО.

В качестве конкретных мер по осуществлению поддержки экономики МО «Город Гуково» следует выделить [5]:

  • Организацию общественных работ для обеспечения населения, ушедшего с градообразующего предприятия, временным видом заработка.
  • Реализация мероприятий по переквалификации высвободившихся кадров и выделение субсидий на проезд тех категорий трудоустроенного населения, которые работают в других регионах.
  • Диверсифицировать экономику города с акцентом на количественном и качественном улучшении уровня услуг, оказываемых в социальной сфере.
  • Способствовать активизации развития малого и среднего предпринимательства на территории города, к примеру, путем создания дочерних малых организаций, занимающихся смежной с градообразующим предприятием деятельностью.

Список литературы

1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Гуково» на период до 2020 года: Постановление Администрации города Гуково от 24.10.2012 года № 1651. 

2. Об утверждении Программы социально-экономического развития города Гуково на 2014 – 2018 годы: Решение Гуковской городской Думы от 12.03.2014 года № 496.

3. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования «Город Гуково».

4. Васиян Р. И. К вопросу совершенствования занятости населения в моногороде // Социальная политика и социальное партнерство. – 2013. – № 5. – 26 с.

5. Марков И. А. Управление занятостью населения в моногородах – наукоградах: Монография / Под научной редакцией Г.Г.Руденко. – М.:Палеотип, 2013. – 112 с.

6. Государственный комитет статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.

7. Государственный комитет статистики РФ по Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostov.gks.ru/.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу