Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2 (14), Июнь 2014


МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Скачать статью полностью

Автор: А.В. ЛАРИОНОВ,
к.э.н., доцент кафедры организации предпринимательской деятельности Тверской государственной сельскохозяйственной академии,
Ю.А. ЛЕМЕТТИ,
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Тверской государственной сельскохозяйственной академии.
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Маркетинг

В статье изложены (с акцентом на «звено» потребления) современные тенденции и базовые проблемы функционирования регионального рынка сельскохозяйственной техники. Обоснованы и концептуально представлены принципиальные стратегические ориентиры устойчивого развития рынка, основанные на необходимости трансформации потребительской культуры.
In article current trends and basic problems of functioning of the regional market of agricultural machinery are stated (with emphasis on consumption «link»). Basic strategic reference points of a sustainable development of the market, the transformations of consumer culture based on need are proved and conceptually presented.
Ключевые слова: региональный рынок, сельскохозяйственная техника, устойчивое развитие, потребительская культура рынка.
Keywords: regional market, agricultural machinery, sustainable development, consumer culture of the market.

В статье изложены (с акцентом на «звено» потребления) современные тенденции и базовые проблемы функционирования регионального рынка сельскохозяйственной техники. Обоснованы и концептуально представлены принципиальные стратегические ориентиры устойчивого развития рынка, основанные на необходимости трансформации потребительской культуры.

In article current trends and basic problems of functioning of the regional market of agricultural machinery are stated (with emphasis on consumption «link»). Basic strategic reference points of a sustainable development of the market, the transformations of consumer culture based on need are proved and conceptually presented.

Ключевые слова: региональный рынок, сельскохозяйственная техника, устойчивое развитие, потребительская культура рынка.

Keywords: regional market, agricultural machinery, sustainable development, consumer culture of the market.

Процесс активизации перехода российского аграрного бизнеса на инновационные организационно-управленческие технологии объективно должен основываться на максимизации удовлетворения потребностей отечественных аграриев в современной сельскохозяйственной технике, выступающей в роли неотъемлемого элемента обеспечения комплексной (социо-экономико-экологической) эффективности производственной деятельности.

Формирование адекватной требованиям времени стратегии устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники (в рамках большинства регионов-субъектов РФ) сдерживается существенным дисбалансом, выражающимся в мультиаспектно характеризуемом кризисе (стремительно приближающемся к «точке не возврата») его ключевых субъектов (рис. 1). Слабым «звоном» исследуемого рынка, как известно определяющим в целом силу системы, является потребитель, действующий на рынке в большинстве случаев интуитивно, не имея четких ориентиров и выверенной, адекватной реальности и значимости приобретаемой группы товаров, линии поведения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся целевой группой рынка и во многом обусловливающие его векторную направленность, в силу множества объективных причин, базовыми из которых являются низкие уровни платежеспособного спроса и информационной прозрачности рынка, в большинстве своем вынуждены корректировать внутреннюю политику технического обеспечения производственного процесса согласно имеющимся возможностям (а не реальным потребностям). Это в итоге не только существенно снижает показатели эффективности аграрного бизнеса, но и значительно ограничивает возможность получения истинной оценки (в разрезе количественных и качественных характеристик) потребительской культуры рынка, являющейся основой для оптимального функционирования региональных дилеров, предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и организаций, специализирующихся на оказании различных услуг агросервиса.

Выполненное исследование основных показателей, характеризующих современное состояние технического обеспечения аграриев Тверской области, выявило ряд отчетливо наметившихся деструктивных тенденций. 

Наличный парк сельскохозяйственной техники стремительными темпами начал сокращаться с 1990 г. и за последние десять лет (период, характеризуемый усилением (во многом, как свидетельствуют результаты, декларативным) государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения и производства) эту тенденцию в областном АПС переломить не удалось (рис. 2). 

О наличии системного технико-технологического кризиса в рамках исследуемого региона, аграрный сектор которого традиционно специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свидетельствует существенное (с 1329 единиц в 2003 г. до 429 единиц в 2013 г. – более, чем в три раза) сокращение количества доильных установок и агрегатов. Среди руководства аграрного бизнеса региона в настоящем наметилась отчетливая тенденция принятия и реализации управленческих решений, направленных на «сворачивание» молочного бизнеса: среднегодовое поголовье коров в области сократилось в 2013 г. на 56,9% по сравнению с 2003 г.; объем производства молока–сырья в 2013 г. составил 59,2% от уровня 2003 г.

В силу специфики отрасли сокращение сырьевой базы прямо пропорционально отражается на темпах развития региональной молочной промышленности: объем производства молочных продуктов в Тверской области сократился в течение последних десяти лет на 46,9%; количество региональных переработчиков молока-сырья за этот период сократилось с 38 до 18 (на 47,3%). Стремительными темпами Тверская губерния, справедливо вписанная в «аграрную летопись» страны как территория, где, благодаря усилиям известного российского общественного деятеля Николая Васильевича Верещагина, в конце 19 века зародилась российская молочная промышленность, утрачивает исторически накопленный потенциал.

«Крушение» традиционных устоев функционирования агропродовольственного сектора, наряду с изложенным, прослеживается и в утрате лидерских позиций области в отрасли льноводства ( «тверской лен» в сознании многих жителей страны еще воспринимается как своеобразный аграрный бренд, «визитная карточка» региона), что также во многом обусловливается технико-технологическими проблемами. Количество льноуборочных комбайнов в 2013 г. составляет только 18,2% от уровня 2003 года, при этом темпы сокращения этого вида техники – максимальны в сравнении с другими видами сельскохозяйственной техники (рис. 3). 

Согласно результатам выполненного анализа темпов обновления сельскохозяйственной техники в разрезе регионов ЦФО Тверская область является регионом, характеризуемым минимальными в округе уровнями потребительской активности (рис. 4). Коэффициент обновления наличного парка сельскохозяйственных тракторов в 2013 г. в области составил 0,7 ( «завершающая» позиция в ранжированном ряду регионов), по доильным установкам и агрегатам – 0,1.

В 2013 г. сельскохозяйственными предприятиями тверского региона приобретено: 22 трактора (минимум по округу), что на 62,3% меньше, чем в 2003 г. (для сравнения – в Воронежской области (лидер по приобретению) наличный парк тракторов пополнился 210-ю новыми единицами техники, в Московской области (регионе-соседе во многом схожем по природно-климатическим условиям) – 158-ю тракторами). Факта покупки доильных установок и агрегатов в 2013 г. в области не зафиксировано (впервые за период с 1990 г.).

Одной из ключевых характеристик как регионального, так и в целом российского рынка сельскохозяйственной техники (например, в 2013 г. объем импорта на российском рынке сельскохозяйственных тракторов, составил 86,9%) является высокий уровень импортозависимости.

Интенсивность потребительского предпочтения зарубежной техники российским аналогам, характерная для рынка Тверского региона, отчетливо прослеживается по увеличению удельных весов импорта, зафиксированных как на рынке новой техники, так и на вторичном рынке (рис. 5). С 2003 по 2013 гг. прослеживается трехкратное увеличение объема импорта: на региональном рынке новой техники с 15,9 до 48,6%; на вторичном рынке с 21,6 до 73,4%. 

Принимая во внимание тот факт, что по ряду технических характеристик импортная техника более привлекательна для потребителя, отметим, что во многом столь стремительный рост спроса на нее является результатом реализуемой зарубежными производителями агрессивной маркетинговой политики, ориентированной на формирование гибких систем ценообразования, включая более удобные схемы кредитования, и максимизацию уровня информационно-консалтингового сопровождения процессов выбора, покупки и сервиса. Однако на практике использование зарубежной техники сопровождается рядом проблем, связанных с человеческим фактором: многие работники отечественного аграрного сектора экономики характеризуются низким уровнем адаптации к спектру возможностей (технико-технологических, эргономичных) импортной техники. В этой связи некоторая инерционность мышления, провоцирующая сохранение привычных условий труда, выработанных многолетней практикой, часто приводит к сравнительно быстрому выходу техники «из строя» и, как результат, к относительно низкому (в соотношении с потенциалом) уровню ее экономической эффективности.

Предотвращение дальнейшей эскалации выявленных тенденций развития регионального рынка сельскохозяйственной техники по праву относится к категории социально-значимых задач областного уровня, поскольку, при гипотетическом допущении сохранения деструктивного направления развития, область уже в обозримой перспективе, практически опустошив МТП аграрной отрасли, может войти в зону тотальной продовольственной зависимости, сопровождаемой усилением проблем социально-демографического кризиса тверских сельских территорий.

Концептуальной основой эффективного «запуска» механизма устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники является системная, поэтапная трансформация генеральной линии потребительского поведения, суть которой, в общем виде представлена в виде принципиальной авторской модели, отраженной на рисунке 6. 

Механизм практической реализации представленной модели трансформации потребительского поведения (c позиций обоснования теоретических и методических аспектов) базируется на максимизации использования потенциала on-linе консультирования, включающего сопровождение потребителя на всем этапе жизненного цикла приобретенной единицы техники. При этом на этапе «формирование оптимального варианта покупки» вполне допустимо, что таковым может стать рекомендация об использовании аутсорсинговых услуг, то есть услуг сторонних организаций, специализирующихся на предоставлении сельскохозяйственному предприятию (по согласованию) полного комплекса услуг по выполнению необходимых производственных операций. 

Осознавая социально-экономическую значимость исследуемого вопроса, считаем, что услуги on-linе консультирования объективно необходимо «вывести» из сферы тотальной коммерциализации (с целью минимизации расходов тверских аграриев на обновление МТП) для чего вполне оправданно (как возможный вариант) использовать научный потенциал сотрудников структурного подразделения Тверской ГСХА – «Центр информационно-консультационного обслуживания АПК Тверской области».

Помимо формирования необходимого фундамента для реальной трансформации потребительской культуры регионального рынка сельскохозяйственной техники, в рамках Центра возможным представляется оказание услуг (по исследованию рынка, выстраиванию, согласно поставленным заказчиком целям стратегического развития маркетинговой стратегии и др.) предприятиям и организациям региональной отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и сферы агросервиса. Для реализации этого направления перспективным представляется использование краудсорсинговых технологий (с вовлечением студентов Академии), направленных на решение следующего спектра проблемных вопросов развития рынка:

  • повышение уровня осведомленности потребителей о новинках рынка техники (как федерального, так и регионального уровней), способствующее реализации оптимальных схем продвижения техники на внутренний рынок;
  • поступательное восстановление службы агросервиса, открывающее, как результат, возможность использования резервов восстановленной и отремонтированной техники;
  • повышение уровня осведомленности об оптимальных для агроклиматических условий региона инновационных технологиях производства продукции регионального агропродовольственного сектора;
  • максимизация использования маркетингового потенциала устойчивого развития рынка и, как результат, оперативное формирование представления о тенденциях рынка, специфике и приоритете потребительских предпочтений, о размерах потенциальных целевых сегментов рынка.

Нивелирование выделенных проблем позволит обеспечить необходимый фундамент для формирования эффективной стратегии устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники и, как результат, приведет к ощутимым подвижкам в сфере сохранения и укрепления аграрного потенциала Тверского региона.

В статье отражены результаты исследования, выполненного в рамках научно-исследовательского проекта ( «Стратегия устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники»), поддержанного Правительством Тверской области и РГНФ, проект №    14-12-69009.

Список литературы

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.  

2. Елисеев А. Российский рынок сельхозтехники в 2013 году // Аграрное обозрение. – 2014. – №    2 (42). – С. 4–23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agroobzor.ru/.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу