Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №4 (13), Декабрь 2013


ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ К УЧАСТИЮ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В «СТРАТЕГИИ-2020»

Скачать статью полностью

Автор: А.А. МУРАВЬЕВА,
студентка 3 курса кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехнического университета
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

Для успешной реализации положений «Стратегии-2020» необходимо создать условия для максимальной организационной и финансовой самостоятельности городов как центров экономического развития. Правительство должно заручиться поддержкой граждан, в первую очередь, молодых инициативных людей, чьими силами и будет реализовываться Стратегия в каждом регионе. Но прежде всего, нужно определить уровень осведомленности и разработать конкретные рекомендации для повышения заинтересованности граждан в совершенствовании и реализации Стратегии. В данной работе на примере молодежи Томской области представлено исследование и даны конкретные рекомендации по повышению уровня осведомленности и степени участия в таком глобальном проекте как «Стратегия-2020».

For successful implementation of the provisions «Strategy-2020» it is necessary to create conditions for the maximum organizational and financial independence of the cities as centers of economic development. The government has to get support of citizens, first of all, young initiative people, by whom the Strategy will be implemented in each region. But first of all, it is necessary to define level of awareness and to develop concrete recommendations for increase of interest of citizens in improvement and realization the Strategy. The level of awareness and extent of participation in such great project as «Strategy-2020» are studied in this research on the example of young people of the Tomsk region. And author presents concrete recommendations about increase of this level.
Ключевые слова: Стратегия-2020, инновационное развитие, долгосрочное развитие, региональное развитие, социально-экономическая политика, Томская область, студенческий сегмент, креативный класс, федерализм, общественная организация.
Keywords: Strategy 2020, innovative development, long-term development, regional development, socio-economic policy, Tomsk region, student segment, Creative Class, federalism, social organization.

Для успешной реализации положений «Стратегии-2020» необходимо создать условия для максимальной организационной и финансовой самостоятельности городов как центров экономического развития. Правительство должно заручиться поддержкой граждан, в первую очередь, молодых инициативных людей, чьими силами и будет реализовываться Стратегия в каждом регионе. Но прежде всего, нужно определить уровень осведомленности и разработать конкретные рекомендации для повышения заинтересованности граждан в совершенствовании и реализации Стратегии. В данной работе на примере молодежи Томской области представлено исследование и даны конкретные рекомендации по повышению уровня осведомленности и степени участия в таком глобальном проекте как «Стратегия-2020».

For successful implementation of the provisions «Strategy-2020» it is necessary to create conditions for the maximum organizational and financial independence of the cities as centers of economic development. The government has to get support of citizens, first of all, young initiative people, by whom the Strategy will be implemented in each region. But first of all, it is necessary to define level of awareness and to develop concrete recommendations for increase of interest of citizens in improvement and realization the Strategy. The level of awareness and extent of participation in such great project as «Strategy-2020» are studied in this research on the example of young people of the Tomsk region. And author presents concrete recommendations about increase of this level.

Ключевые слова: Стратегия-2020, инновационное развитие, долгосрочное развитие, региональное развитие, социально-экономическая политика, Томская область, студенческий сегмент, креативный класс, федерализм, общественная организация.

Keywords: Strategy 2020, innovative development, long-term development, regional development, socio-economic policy, Tomsk region, student segment, Creative Class, federalism, social organization.

Ни для кого не секрет, что в сложившейся социально-экономической действительности в России необходимо проведение инновационной политики для развития страны и ее регионов. Для обеспечения инновационного развития России необходима выработка и реализация комплексной долгосрочной экономической политики государства, которая, в свою очередь, ориентируется на новую социальную политику и введение новых векторов роста. Именно для достижения этой цели была разработана «Стратегия-2020».

Внимание критиков направлено на то, что некоторые вопросы Стратегии не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно, например, борьба с коррупцией, политическая реформа и др. Не раз высказывалось соображение, что нынешнее руководство страны не в состоянии реализовать некоторых положений Стратегии.

Но уже прошло чуть больше года с момента опубликования Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». За этот год часть положений Стратегии была отражена в указах В.В.Путина, часть – в программных документах Правительства. Некоторые результаты не были в должной мере восприняты властью страны. Часть экспертных групп, разрабатывающих Стратегию, высказали вещи, к которым специалисты то и дело возвращаются, т.к. это наиболее проблемные аспекты экономики (например, безопасность собственности, безопасный правовой режим бизнеса).

Россия стоит перед целым рядом вызовов и проблем. Для того, чтобы их решить необходима работа разных институтов и общественных площадок не только на уровне страны, но и на уровне регионов и городов.

Сейчас становится ясно, что необходимо создать условия для максимальной организационной и финансовой самостоятельности городов как центров экономического развития. Для этого, кроме делегирования части полномочий местным органам самоуправления, необходимо содействовать развитию и продвижению конструктивной гражданской активности «на местах», ведущей к самореализации, само- и взаимопомощи граждан и наращиванию социального капитала в сообществах.

Кроме того, для успешного применения положений «Стратегии-2020» необходимо предусматривать и решать все проблемы, которые возникают на пути ее реализации. Такими проблемами являются следующие:

1. Актуальность реализации Стратегии в сложившейся социально-экономической ситуации.

Социально-экономическая ситуация в стране меняется с течением времени под воздействием различных факторов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать Стратегию.

2. Практическое применение предлагаемых мер по каждому из направлений развития.

Исходя из ошибок предыдущей КДР, необходимо сделать «Стратегию-2020» практическим руководством в применении ее положений.

3. Поддержка правительства.

В настоящий момент, не все положения Стратегии поддержаны правительством. Это создает большую преграду на пути ее реализации.

4. Осведомленность и одобрение «Стратегии-2020» гражданами РФ.

Данная проблема является наиболее обширной. Без осведомленности и поддержки гражданами России «Стратегии-2020» невозможно ее применение для развития социально-экономической системы страны.

Каждая из вышеперечисленных проблем требует пристального внимания со стороны экспертов. Помимо экспертных групп, созданных непосредственно для разработки «Стратегии-2020», в настоящее время формируются объединения, которые анализируют применение положений Стратегии в современных условиях и вносят предложения по ее совершенствованию. Так, например, «Молодежная Стратегия-2020», созданная на базе экономического клуба МГИМО Oeconomicus и Ассоциации мировой экономики Высшей школы экономики. Молодые эксперты так же отметили, что необходимо предоставить больше полномочий региональному и местному уровням власти, в том числе и при реализации «Стратегии-2020». Здесь также нужно отметить эффективность участия молодежи в совершенствовании и применении положений Стратегии на практике. Ведь именно нынешней молодежи жить в будущей обновленной России. 

Практика влияния молодежи на принятие политических и экономических решений существует. Другое дело, что в России она не так развита, как в некоторых зарубежных странах, но молодежные движения есть и это нужно развивать.

При изучении участия молодежи Томской области в таких глобальных проектах, как Стратегия-2020, нужно отметить, что Томск по праву считается студенческим городом, в котором «выращивается» уже не первое поколение креативных и талантливых людей. Здесь созданы все условия для образования общественных молодежных организаций, участвующих в экономической, политической и социальной жизни региона.

Так, например, Молодежный Парламент, в рамках которого создан форум для обсуждения положений Стратегии-2020 и их применения в нашем регионе. «Должна присутствовать позиция власти и позиция населения. Население должно участвовать в определении вектора развития, – считает председатель Томского молодежного парламента Владислава Ильяшенко. – Должны быть общественные обсуждения. Они есть. Но обсуждения пока не являются неотъемлемым элементом, так как позиция населения не всегда активна. Власть должна создавать условия для этого – через поддержку общественных объединений, через поддержку активности граждан. Власть должна поддерживать активность граждан законодательно» [2].

В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди студентов города Томска. Целью данного анкетирования является получение информации об осведомленности студентов о «Стратегии-2020», их отношения к положениям Стратегии и степени заинтересованности в ее совершенствовании. Выдвинута гипотеза о том, что студенты Томска мало осведомлены о «Стратегии-2020», не знают ее положений, поэтому не могут проявить должного участия в ее совершенствовании.

В процессе анкетирования было опрошено 100 человек: 68 женщин и 32 мужчины. Средний возраст опрошенных составляет 20 лет. Из них 60 человек – студенты Томского Политехнического Университета, 20 человек – студенты Томского Государственного Университета, 20 человек – студенты других вузов. 56 опрошенных учатся по направлению «Экономика», 44 – студенты неэкономического направления (технического, гуманитарного, медицинского, юридического и др.)

Осведомленность опрошенных студентов о «Стратегии-2020» рассмотрим на диаграммах.

Первый вопрос определяет количество человек, хотя бы раз слышавших о «Стратегии 2020» (рис. 1).

Из полученных показателей можно определить, что большинство опрошенных ни разу не слышали о «Стратегии-2020».

Целью следующего вопроса являлось определение источника получения информации о Стратегии у тех, кто все же слышал о ней (рис. 2).

Исходя из диаграммы, можно определить, что по большому счету информация о Стратегии передается «из уст в уста» от родственников, друзей и знакомых. Сравнительно небольшой процент опрошенных знают о Стратегии из СМИ и вуза.

Следующий вопрос помогает выяснить, какое количество опрошенных знакомы со стратегией более детально, чем все остальные (рис. 3).

Результат показал, что очень маленькое количество студентов знают некоторые положения «Стратегии-2020».

Необходимо выяснить, какое количество из них поддерживает эти положения (рис. 4).

Результат показывает, что большинство мнений разделилось между положительным ответом и нейтральным ответом. Это произошло из-за недостаточных знаний о направлениях Стратегии.

В связи с этим необходимо выяснить, хотели бы студенты узнать больше о «Стратегии-2020» (рис. 5).

Диаграмма показывает, что большинство студентов хотят узнать о Стратегии больше.

И остается выяснить, хотят ли студенты вступить во взаимодействие с правительством и поучаствовать в совершенствовании «Стратегии-2020» (рис. 6).

Большинство студентов затруднились с ответом, т.к. не имеют достаточной информации. Многие все же хотят внести вклад в развитие «Стратегии-2020». Но существуют и те, кому это не интересно.

Таким образом, в результате анкетирования было установлено, что большинство опрошенных никогда не слышали о «Стратегии-2020». А большинство из тех, кто слышал, узнали о ней от родственников, друзей или знакомых. Остальные слышали в СМИ или в вузе. 

Более детально знакомы со Стратегией 12% опрошенных, из них равное количество опрошенных либо поддерживают «Стратегию-2020», либо затрудняются в своем решении. Всего 2% не поддерживают положения Стратегии. 

Убедительное большинство опрошенных (83%) хотели бы узнать о «Стратегии-2020» больше информации. Но большее количество опрошенных не знают, хотели бы они поучаствовать в совершенствовании данной Стратегии. А из оставшихся – большинство человек все же хотели бы помочь усовершенствовать «Стратегию-2020».

Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод о том, что информационная поддержка «Стратегии-2020» находится на очень низком уровне. Граждане России мало знают о планах социально-экономического развития их страны. Особенно, молодое поколение, которое, как указано и в самой Стратегии, должно стать «креативным классом» и способствовать этому развитию. Поэтому правительству необходимо обеспечить информационную осведомленность о «Стратегии-2020» и заручиться поддержкой граждан при ее реализации.

Пути повышения заинтересованности и участия граждан можно представить в виде так называемой лестницы, которая поэтапно характеризует действия правительства (рис. 7).

У людей нет желания объединяться с правительством ради общественно полезных целей, личное благополучие ставится приоритетнее общественной солидарности. Поэтому первый класс задач состоит в необходимости повышения мотивационной готовности людей к общественной активности.

Второй класс задач: накопление опыта коллективных действий. Участие людей в различных объединениях представляет собой вызов их способности к групповой работе, к осознанию себя в качестве члена сообщества, группы и требует целого ряда практических навыков – навыков организации и ведения дискуссии, выдвижения тех, кто будет представлять общегрупповые интересы, и т.д. 

Третий класс задач – закрепление практики коллективных действий. От этого зависит диалогоспособность граждан и правительства, их готовность к конструктивному взаимодействию [3].

Теперь следует перейти к конкретным рекомендациям.

1. Прежде всего, следует уделять внимание освещению положений и необходимости следованию «Стратегии-2020» в СМИ, т.к. это верный способ расширить аудиторию заинтересованных и повысить осведомленность граждан.

2. Следует рассказывать о «Стратегии-2020» в вузах (а возможно и в школах), т.к. «креативный класс» формируется из молодого поколения с нестандартным мышлением, и для своевременной реализации Стратегии продуктивнее будет заручиться его поддержкой с самого начала формирования.

3. Повышать мотивацию гражданского участия следует путем введения конкурсов и грантов, т.к. борьба за достойный приз и склонность к соперничеству вызовут заинтересованность в совершенствовании Стратегии.

4. Будет полезно устраивать обсуждение правительства с гражданами о «Стратегии-2020», например, в режиме открытого диалога по «горячей линии» или на различных собраниях и выступлениях.

5. Еще одним способом повышения осведомленности и мотивации участия в совершенствовании Стратегии должен стать Интернет, т.к. этот ресурс обеспечивает одновременно возможность получения нужной информации и взаимодействие людей.

Следование данным рекомендациям поможет повысить информационную осведомленность всех граждан (в т.ч. и молодого поколения) о «Стратегии-2020» в городах и регионах, увеличит количество заинтересованных в поддержке и реализации данной Стратегии, будет способствовать увеличению мотивации к взаимодействию представителей «креативного класса» между собой и диалогу с правительством для развития социально-экономической системы. Ведь именно нынешней молодежи жить в будущей обновленной России.

Список литературы

1. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/13/1214585985/itog.pdf.

2. Форум «Стратегия 2020. Региональная проекция» проходит в Томске // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.tomsk.ru/page/17325/.

3. Задорин И. В., Зайцев Д. Г., Климов И. А. Гражданское участие в России: картография проблем и решений // Полития. – №   1. – 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/10/10/1270366310/110111.pdf.

4. Young today – leading the world tomorrow // Экономический клуб «OECONOMICUS» МГИМО (У) МИД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mgimoeclub.com/.

5. Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу