Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №4 (13), Декабрь 2013


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Скачать статью полностью

Автор: Е.С. МАКАРОВА,
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Казанского кооперативного института Российского университета кооперации
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

В статье рассмотрены подходы к определению стратегии инновационного развития регионов, предложена матрица стратегического развития инновационной деятельности, на основе которой разработаны приоритетные стратегические направления развития инновационного потенциала Республики Татарстан.
In article approaches to definition of strategy of innovative development of regions are considered, the matrix of strategic development of innovative activity on the basis of which the priority strategic directions of development of innovative capacity of the Republic of Tatarstan are developed is offered.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, стратегическое управление, инновационный потенциал региона, матрица стратегического развития.
Keywords: innovative activity, innovative strategy, strategic management, innovative capacity of the region, matrix of strategic development.

В статье рассмотрены подходы к определению стратегии инновационного развития регионов, предложена матрица стратегического развития инновационной деятельности, на основе которой разработаны приоритетные стратегические направления развития инновационного потенциала Республики Татарстан.

In article approaches to definition of strategy of innovative development of regions are considered, the matrix of strategic development of innovative activity on the basis of which the priority strategic directions of development of innovative capacity of the Republic of Tatarstan are developed is offered.

 Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, стратегическое управление, инновационный потенциал региона, матрица стратегического развития.

Keywords: innovative activity, innovative strategy, strategic management, innovative capacity of the region, matrix of strategic development.

Современные условия российской экономики, требующие перехода на инновационный путь развития, предполагают иные требования к организации инновационной деятельности регионов и отличаются процессами модернизации оборудования, созданием и использованием новых технологий, усилением технологической конкуренции, увеличением потребностей в фундаментальных и прикладных исследованиях. 

Управление инновационным процессом путем создания условий для его интенсификации все больше переносится на региональный и местный уровни и их органы управления, полномочия которых в настоящее время включают все больше функций с учетом появления новых приоритетных стратегических направлений социально-экономических развития российской экономики.

Теоретико-методологическим основам формирования и реализации инновационной стратегии регионального уровня в настоящее время уделяется значительное внимание многими авторотами. Тем не менее, определение инновационной стратегии региона не имеет однозначного толкования, единого мнения.

Каждым субъектом Российской Федерации разрабатывается стратегия социально-экономического развития, в которой в соответствии с «Требованиями к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ“ [1]  необходимо отражать реальное состояние развития субъекта, его основные проблемы, предполагаемые сценарии развития, а также приоритетные направления его развития. Под регионом в данном случае понимается социально-экономическая единица, объединенная территорией и административными структурами управления

Инновационная стратегия региональной хозяйственной системы предполагает формирование приоритетных стратегических направлений развития инновационной деятельности региона, поэтому в соответствии с ней разрабатывается региональная инновационная политика, различные инновационные программы, обеспечивающие реализацию данной стратегии.

При отсутствии разработанной инновационной стратегии возможно возникновение противоречий в деятельности и проектах отдельных субъектов региональной хозяйственной системы, это может привести к снижению инновационной активности предприятий и организаций и снижению эффективности инновационной деятельности в регионе в целом.

В проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. представлены следующие варианты инновационной стратегии.

1. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Данный вариант не предполагает масштабные мероприятия по инновационному развитию, он основан на фокусировании политики в области макроэкономической стабильности, снижения бюджетных расходов на НИОКР, инновационную деятельность. Цель инновационной политики – общие меры по развитию инновационных институтов, создание благоприятного делового климата, не требующих значительных финансовых затрат. 

Результатом использования данного варианта может стать ослабление национальной инновационной системы, а также усиление зависимости экономики страны от иностранных технологий.

2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Данный вариант стратегии предполагает кроме заимствования иностранных технологий локальное развитие и стимулирование российских научных разработок. Спрос на российские инновации определяется не только потребностями обороны и национальной безопасности, но и потребностями энергосырьевого сектора (атомная энергетика, нефтедобыча и нефтепереработка и др.). При этом предпочтение отдается тем секторам фундаментальной и прикладной науки, которые имеют большую возможность коммерциализации. 

Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ: инновационные риски минимальны; сокращаются сроки реализации инновационных проектов; происходит децентрализация принятия решений о выборе технологии, в принятии решений принимает участие бизнес, что способствует снижению ошибочно принятых решений.

В реализации данного типа стратегии в российских условиях существуют следующие риски: жесткая конкуренция с другими производителями аналогичной продукции, необходимость, кроме наличия лицензии на изготовление инновационной продукции, обучение персонала, а также полного комплекса знаний и опыта. Из-за сильной зависимости российских предприятий и организаций от импорта техники и технологий происходит снижение темпов развития собственных разработок.

3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях наиболее полно отражает долгосрочные цели и задачи Концепции долгосрочного развития. 

Данный тип стратегии можно охарактеризовать значительной ролью государства в модернизации сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фундаментальной науки, усилением внимания к прорывным научным направлениям, которые могут способствовать расширению применения российских разработок, а также улучшить рейтинг России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Россия в настоящее время имеет возможности занять ведущие позиции в авиакосмическом производстве, био- и нанотехнологиях, в производстве композитных материалов, атомной и водородной энергетике, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, ряде других. 

Данное направление инновационного развития является наиболее привлекательным для России и с экономических, и с политических позиций. Однако оно требует и значительных затрат: масштабное финансирование государством научных исследований и разработок, в основном фундаментального характера, содействие в получении экономического эффекта от инновационной продукции, формирование новых рынков и рыночных ниш для выхода на них российских инновационных предприятий. Недостатком данного типа стратегии является более высокий риск.

Интересна точка зрения А.В. Ревазова [2], который выделяет следующие типы товарно-технологических стратегий региональной инновационной системы:

1) поддерживающая стратегия (цель инновационной деятельности субъектов региональной хозяйственной системы – сохранение имеющегося уровня технико-технологического и экономического развития);

2) традиционная стратегия (субъекты региональной хозяйственной системы концентрируют свое внимание на повышении качества выпускаемых товаров, расширении потребительского спроса);

3) “монотоварная» стратегия (региональная экономика ориентирована на выпуск товара с наименьшими затратами на научные исследования и разработки, но который в течение длительного времени будет обеспечивать ей монопольное положение на рынке);

4) зависимая стратегия основана на передаче в региональную экономику производства отдельных товаров, комплектующих и технологий (так называемые «отверточное» производство, «грязное» производство и т.п.);

5) имитационная стратегия (инновационная деятельность региональной хозяйственной системы основана на приобретении новых технологий извне, например, путем покупки лицензий);

6) наступательная стратегия (целью региональной хозяйственной системы становится завоевание лидирующих позиций на рынке в инновационной сфере);

7) стратегия «перегнать, не догоняя». В данном случае региональная экономика ориентирована на выпуск товаров и технологий, по которым имеются существенные наработки и заделы, которые позволят за короткий отрезок времени выйти на рынок, обеспечив конкурентные преимущества за счет низких затрат по производству данных инновационных товаров.

Проведенный анализ подходов к классификации типов национальных и региональных инновационных стратегий, показал их разнообразие и отсутствие единого подхода к их типологии.

Таким образом, учитывая цель инновационной стратегии – рост потенциала и конкурентоспособности региональной хозяйственной системы – преимущественно за счет инноваций, то необходимо ее основу определять исходя из степени новизны инноваций (базисные, улучшающие, псевдоинновации).

М.В. Палкина классифицирует инновационные стратегии регионов по степени новизны приоритетных инноваций, имеющих значение для конкретного региона на следующие [3, С.194].

1. Стратегия инновационного лидерства. Данный тип инновационной стратегии предполагает преимущественную реализацию базисных инноваций, ориентацию и стимулирование предприятий и организаций на освоение принципиально новых товаров, услуг, технологий.

Инновационные процессы региональной хозяйственной системы должны иметь результат в качестве получения новых научных знаний, их практического применения в производстве. Основой разработки инновационных продуктов должен стать научно-технический и инновационный потенциал региона. Инновационные процессы должны проходить следующие этапы: прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; внедрение результатов в производство; реализацию инноваций на рынке.

Стратегия инновационного лидерства предполагает высокую степень участия региональных органов государственной власти в развитии инновационной сферы, значительные объемы финансирования научных исследований за счет федерального и регионального уровней бюджета. Приоритетными для развития являются отрасли, которые находятся на стадии зарождения и роста. 

Это связано с тем, что новые отрасли, ранее не присутствующие на рынке, возникают на базе ранее не существовавших и не использовавшихся технологий, и являются априори инновационными, при этом конкурентные преимущества подобных отраслей достигаются за счет использования базисных инноваций.

2. Стратегия инновационной стабильности. В основе данного типа стратегии – инновационная деятельность, развиваемая на основе использования улучшающих инноваций. 

Цель данной стратегии – активизация и поддержка совершенствования производственных процессов предприятий региональной хозяйственной системы, совершенствования имеющихся продуктов и технологий. При реализации данной стратегии особое внимание уделяется опытно-конструкторским разработкам, в меньшей степени уделяется внимание фундаментальным и прикладным исследованиям. Необходимо обеспечение получения новых прикладных научных результатов, и их практического применения по следующей схеме: прикладные исследования – опытно-конструкторские работы – внедрение результатов – выпуск инноваций на рынок. 

Участие региональных органов государственной власти при использовании данной стратегии предполагает среднюю степень, значительно меньшее финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В качестве приоритетов развития экономки региональной хозяйственной системы при данной стратегии – традиционные зрелые отрасли, которые обладают стабильностью, известностью среди потребителей, производимыми продуктами и технологиями. Это обуславливает сложность поиска новых продуктов и технологий, поэтому предприятия в своей деятельности выбирают, как правило, улучшающие и псевдоинновации.

3. Стратегия инновационного аутсайдерства. В рамках данной стратегии реализуются псевдоинновации. 

Данная стратегия ориентирована на незначительные изменения продуктов и технологий, производимых предприятиями, в том числе под воздействием непродолжительных изменений потребительских предпочтений.

В региональной инновационной системе при реализации стратегии аутсайдерства отсутствует как фундаментальная, так и прикладная наука. Участие региональных органов власти в управлении инновационной сферой крайне низка. В бюджете региона не планируются статьи затрат на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Инновационные процессы в региональной экономике сводятся к копированию продуктов и технологий. В отраслевом портфеле региональной хозяйственной системы, как правило, наибольшую долю занимают стагнирующие и традиционные отрасли. 

Это обусловлено тем, что именно в стагнирующих отраслях деятельность предприятий направлена на привнесение лишь незначительных изменений в производимые продукты и используемые технологии, в перспективе таких предприятий – сокращение деятельности и полный выход из отрасли.

На основе проведенного анализа имеющихся классификация стратегий инновационного развития региона нами предлагается выделение стратегических направлений на основе оценки использования инновационного потенциала регионов. Связи с этим исследуемые субъекты Федерации необходимо разбить на группы по уровню реализации инновационного потенциала. Важным вопросом является определение уровня использования инновационного потенциала региона и его влияние на результирующие показатели инновационной деятельности региона. 

В качестве такого показателя, по мнению автора, может выступать удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (%), поскольку увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продукции является прямым следствием более полного использования инновационного потенциала региона. 

Таким образом, на основе оценки двух вышеперечисленных показателей разрабатывается матрица стратегического развития инновационной деятельности регионов (рис. 1). Стратегии данной матрицы позволяют учитывать как региональные социально-экономические особенности, так и общее состояние и возможности инновационного потенциала. 

Рисунок 1 – Матрица стратегического развития инновационной деятельности

В зависимости от занимаемого квадранта матрицы регионом, можно выделить четыре типа стратегии инновационного развития.

1. Стратегия диверсификации инновационной деятельности. Регионы сектора «А» входят в число наиболее инновационных регионов РФ. Основные задачи – дальнейшее развитие и поддержание инновационной деятельности. На этом этапе необходимо применять стратегию диверсификации, предполагающую инновационное развитие новых сфер и отраслей, реализацию преимущественно базисных инноваций и ориентированную на активизацию и поддержку процессов по освоению предприятиями принципиально новых продуктов или услуг, технологий новых поколений.

2. Стратегия развития инфраструктурной составляющей. Регионы, входящие в группу «В», как правило, имеют низкую эффективность патентной деятельности, низкие показатели развития инфраструктуры и финансового обеспечения, поэтому в качестве инновационной стратегии можно предложить стратегию развития инновационной инфраструктуры. Средства от продажи инновационных товаров сектора «В» можно направить на развитие инновационной инфраструктуры, с целью повышения реализации инновационного потенциала.

3. Стратегия инновационного фокусирования. Регионы сектора «С» необходимо использовать стратегию инновационного фокусирования: необходимо выбрать наиболее эффективное направление работы региона (совокупность отраслей производства, имеющих наилучшие перспективы в области инновационного развития) и основных предприятий, т.к. данные регионы не имеют возможности поддерживать все предприятия и организации. Данным предприятиям необходима постоянная поддержка со стороны научно-технического и образовательного комплексов, органов государственной власти, объектов инфраструктуры по всем видам ресурсов.

4. Стратегия догоняющего инновационного развития. Инновационное развитие регионов сектора «D» возможно путем привлечения импортных технологий, а также за счет локального (точечного) стимулирования развития региональных разработок, то есть применения стратегии догоняющего инновационного развития. Особое внимание на первоначальном этапе формирования инновационного потенциала необходимо уделить привлечению мобильных факторов (оборудование и технологии, кадровые, информационные, финансовые ресурсы).

Особое внимание в данном научном исследовании уделено такому региону, как Республика Татарстан. Республика Татарстан является одним из наиболее инновационно-активных регионов в России. Эксперты отмечают, что Татарстан является лидером в реализации крупномасштабных государственных инициатив в развитии инновационной деятельности. Активность региональных властей также способствует выведению республики на первые места по количеству и качеству мероприятий различных направлений, проводимых в Казани. Республика Татарстан придает важное значение созданию инновационной инфраструктуры. В 2012 г. в РТ действовало 14 технопарков, включая один из самых крупных по занимаемым площадям – Камский индустриальный парк «Мастер», также созданы – Инновационно-производственный технопарк «Идея», 5 бизнес-инкубаторов,  6 инвестиционных и венчурных фондов.

Оценка показателей, необходимых для определения местоположения Республики Татарстан в матрице стратегического развития, дала следующие результаты. Удельный вес инновационной продукции Республики Татарстан в 2010 г. составил 15,6%, а в 2011 г. – 14,9% в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. По данному показателю Татарстан занимал в 2010 г. – третье место, в 2011 г. – восьмое место по РФ. 

Интегральный показатель инновационного потенциала Республики Татарстан, рассчитываемый по комплексной многофакторной оценке, включающей 19 показателей элементов инновационного потенциала, имеет значение в 2010 – 2,29, и занимает пятое место среди исследуемых регионов.

В соответствии с данными показателями Республика Татарстан вошла в сектор «А», характеризующий хорошее состояние инновационного потенциала региона. Кроме Республики Татарстан, в данный сектор вошли Санкт-Петербург, Нижегородская область, Московская область. Данные регионы характеризуются достаточной концентрацией научных, кадровых, технико-технологических и др. ресурсов, необходимых для развития инновационной деятельности.

Следовательно, регионы, входящие в данную зону, способны осуществлять поступательный переход на инновационный путь развития, и для них необходима система мер по развитию и диверсификации инновационного потенциала. Республика Татарстан обладает слабо реализованными составляющими инновационного потенциала, такими как финансовая, информационная, институциональная. В соответствии с выявленными слабыми сферами можно предложить следующие мероприятия, позволяющие наиболее полно реализовать имеющийся инновационный потенциал в Республике Татарстан.

Так, например, в Республике Татарстан уже разработано достаточное количество законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность. В Татарстане эффективно функционирует «законодательный каркас» инновационной деятельности – в 2010 г. принят закон РТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», в 2011 г. утвержден «Инновационный меморандум на 2011–2013 гг.», определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, принята «Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 г.».

В дополнение к имеющимся правовым условиям развития инновационной деятельности в РТ завершается разработка программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012–2020 годы». Задачи этой программы: создание условий для свободного оборота результатов интеллектуальной деятельности, превращения их в востребованный на рынке товар, рост инновационной активности научных институтов и промышленных предприятий.

Вместе с этим, в ближайшее время необходимо разработать еще ряд законодательных актов, определяющих статус инновационно-активного предприятия, законодательное регулирование процесса трансфера технологий.

Важное место в развитии системы поддержки инновационной деятельности занимает взаимодействие с федеральными институтами развития. Одним из таких институтов является Инновационный центр «Сколково», который предоставляет своим резидентам ряд уникальных возможностей. В настоящее время Республика Татарстан имеет по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом много меньше проектов, получивших статус участника «Сколково». 

Поэтому возникает необходимость интеграции работы органов власти, предприятий, вузов и научно-исследовательских организаций по поиску прорывных инновационных проектов и их подготовке в соответствии с требованиями соответствующих институтов развития.

В связи с вышеизложенным, приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной ( «умной») экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов [4]. Основными приоритетными стратегическими направлениями развития инновационного потенциала в Республике Татарстан являются: повышение энерго- и ресурсоэффективности хозяйственных систем, разработка и внедрение принципиально новых видов энергии, модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса, модернизация и развитие машиностроительного комплекса, развитие производства медицинского оборудования, создание и развитие наноиндустрии.

За счет развития современных производств можно достичь повышения производительности труда, создания высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечения формирования инновационной экономики.

Прежде всего, необходимо создавать условия для повышения востребованности инноваций предприятиями республики. В связи с этим требуется пересмотр системы государственного заказа на НИОКР, которая должна предусматривать участие предприятий и организаций в софинансировании НИОКР на паритетной основе. Таким образом, будет создан действенный механизм стимулирования взаимодействия науки и бизнеса. 

Одним из перспективных направлений для республики является использование современных инструментов повышения эффективности производства и снижения производственных затрат, в рамках которого реализуется проект «Бережливое производство“ на 2011–2013 годы». Значительная работа проведена по внедрению в республике принципов Бережливого производства, основанных на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь и предполагающих вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [5]. 

Целевая программа внедрена на таких предприятиях как КАМАЗ, КМПО, ПОЗИС, ЕлАЗ, они добились значительного экономического эффекта при минимальных затратах.

Важным элементом является разработка и применение наноматериалов в авиационном, судо- и машиностроительных комплексах, развиваемое по Комплексной программе проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 г.. По программе планируется реализовать более 230 проектов с объемом финансирования в 217,7 млрд. руб.

В 2012 году в сотрудничестве с ОАО «РОСНАНО» осуществляется разработка проекта целевой программы по развитию наноиндустрии в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и реализация «пилотных» проектов по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию на территории муниципальных районов.

Существуют возможности по размещению новейших производств ОАО «РОСНАНО» при выполнении определенных условий, таких как гарантии по обеспечению спроса на их продукцию, требования к производственным площадям, предоставление налоговых льгот и софинансирование. Необходимо использовать данные возможности как на уровне республики в целом, так и на уровне отдельных муниципалитетов.

Все перечисленные направления работы имеют своей целью создание в Татарстане реально функционирующего нанотехнологического кластера, который должен стать одной из основных точек инновационного развития республики.

Эффективность инновационной деятельности в регионе напрямую связана с ростом инновационной активности предприятий и учреждений, которое должно быть обеспечено выработкой системы организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов государственного регулирования процессов создания трансфера и внедрения стратегических инноваций, направленных на повышение конкурентоспособности экономики республики. Прогнозный показатель уровня инновационной активности организаций в Республике Татарстан на 2013 г. составляет 16,1%.

В Республике Татарстан необходимо увеличивать объемы НИОКР в учреждениях и на предприятиях, доля которых за период рыночных реформ существенно снизилась по сравнению с дореформенным уровнем. Большая часть инновационной деятельности предприятий связана с закупкой импортного оборудования или технологий, а не с внедрением результатов собственных НИОКР. Таким образом, рост затрат на НИОКР является приоритетным инновационным направлением, поскольку формирует базу для генерации и распространения инноваций в долгосрочной перспективе.

Татарстан занимает одно из лидирующих мест в России по развитию инновационной инфраструктуры. Тем не менее, необходимо повышать эффективность деятельности объектов инновационной инфраструктуры. Основными направлениями решения данной проблемы являются: 

1) Для технопарковых структур: увеличение валового объема выпуска и инвестиций в основной капитал предприятиями-резидентами, увеличение доли резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, увеличение доли коммерциализированных проектов в общем количестве.

2) Для технопарков и технополисов кроме вышеперечисленных: увеличение численности резидентов, числа вновь созданных рабочих мест, доли площадей, сданных в аренду, в том числе производственного назначения, количества бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров, лабораторий.

3) Для венчурных фондов: повышение объемов финансирования инвестиционных и инновационных проектов, в том числе увеличение количества инновационных проектов, объектов интеллектуальной собственности и т.д. 

Высокий уровень промышленного развития и научно-технического потенциала Республики Татарстан определяет широкие возможности для объединения предпринимательских, научно-исследовательских структур региона в кластеры и получение синергетического эффекта от такого взаимодействия. Таким образом, одним из главных направлений развития инновационного потенциала республики является развитие инновационных кластеров и полюсов роста.

Важная роль в развитии инновационного потенциала в Республике Татарстан принадлежит кадровому потенциалу, который в последние десятилетия по ряду причин оказался существенно ослаблен. Таким образом, в этом направлении необходимо: создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности. 

В рамках данной системы: введение госзаказа на высшее образование; целевая подготовка специалистов под конкретные инновационные проекты и др. В Татарстане формируются инновационные пояса вуза и эндогенные цепочки коммерциализации инноваций, с целью полноценной интеграции ВУЗов в инновационную систему региона. 

Инновационный пояс образуют малые и средние инновационные предприятия, созданные при вузах и позволяющие эффективно проводить коммерциализацию научно-технических разработок и осуществлять трансфер технологий. Таким образом, формируется рыночная ориентация вузовских научно-исследовательских разработок, а также происходит вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности вузов. К составляющим эндогенных (внутренних) цепочек коммерциализации относятся студенческий бизнес-инкубатор, офис коммерциализации, технологический бизнес-инкубатор, а также центр коллективного пользования.

Также необходимо обеспечить создание и устойчивое развитие информационного обеспечения инновационного процесса. Целью данного блока является минимизация трансакционных издержек на получение и передачу информации.

В развитии инновационной деятельности важную роль играет информационная открытость и постоянный диалог между теорией и практикой. 

В этих целях в республике создан Центр производственной субконтрактации, основной задачей которого является создание и развитие инфраструктуры производственной кооперации на основе современных информационных технологий. 

В базе данных этого центра размещена информация о 1000 производственных заказах, 250 технических проблемах и 77 предложений по их решению. Еще одним источником информации для реального сектора экономики республики является Центр научно-технической информации. Его работа строится в новом формате, направленном в первую очередь на своевременное, достоверное и полное информирование наших предприятий о лучшем опыте и разработках.

Таким образом, по мнению автора научного исследования целесообразно выделить следующие приоритетные стратегические направления развития инновационного потенциала регионов: научное, кадровое, финансовое, технико-технологическое, институциональное, инфраструктурное, организационное, информационное направление. 

С учетом выявленных основных стратегических направлений развития инновационного потенциала регионов должна быть разработана для каждого региона собственная стратегия (тактические мероприятия), учитывающая как региональные социально-экономические особенности, так и общее состояние и возможности инновационного потенциала.

Список литературы

1. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ: Приказ Министра регионального развития РФ № 14 от 27.02.2007 г. // СПС «Консультант плюс». – 2013.

2. Ревазов А. В. Организационно-экономические основы формирования региональной инновационной системы: автореф. дис. … канд. экон. наук.: 08.00.05 / А.В. Ревазов. – М.: РАГС, 2004 – 26 с.

3. Палкина М. В. Инновационная стратегия региона // Вопросы современной науки и практики. – 2009. – № 8. – С. 193-204.

4. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011–2013 годы (Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38) // СПС «Консультант плюс». – 2013.

5. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания Вашей компании. – М.: Альпина Паблишер, 2010.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу