Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №4 (13), Декабрь 2013


ФАКТОРНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Скачать статью полностью

Автор: О.С. АНДРЕЕВ,
к.э.н, профессор кафедры финансов и кредита Самарской академии государственного и муниципального управления
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Управление инновациями и инвестиционной деятельностью

В статье рассматриваются подход к структуризации факторно-целевых механизмов, который автор базирует на методологии системного и программно-целевого подходов регулирования и ориентирует на целенаправленное решение приоритетных проблем и программ. По мнению автора, одна из главных задач регулирования в процессе функционирования экономических систем – вскрыть узкие места, нарушающие единство связей и пропорций, и на этой основе определить целесообразность использования ключевых факторов инновационно-технологического развития национальной экономики. 
The article discusses the approach to structuring factor-purpose vehicles, which the author based on the methodology of system and program-oriented approach focuses on the regulation and targeting priority issues and programs. According to the author, one of the main objectives of regulation in the functioning of economic systems — to open the bottlenecks that violate the unity of the relationships and proportions, and on this basis to determine whether the use of the key factors of innovation and technological development of the national economy.
Ключевые слова: инновации, факторно-целевое управление, инновационно-технологическое развитие, экономика РФ.
Keywords: innovation factorial-purpose management, innovation-technological development, the economy of the Russian Federation.
Развитие национальной экономической системы в условиях рыночных отношений имеет свои специфические особенности, связанные с наличием ее ресурсного потенциала страны, с возможностями использования данного потенциала в национальных интересах, а также с позиций соответствия рыночной конъюнктуре.
 Чрезвычайную значимость это получает в условиях глобальной нестабильности, когда формирование факторов экономического функционирования определяется не только эндогенными (внутристрановыми) причинами, но и причинами, имеющими экзогенное (внешнее) происхождение. Достижение качественно нового уровня развития РФ требует перехода от наработанных стереотипов и представлений, действовавших до сих пор в системе управления национальной экономикой к подходам, позволяющим преодолевать возможные негативные последствия внешних и внутренних кризисных проявлений.
Прежде всего, в таких подходах должна учитываться перспективность развивающейся системы. Данное положение предусматривается методологией стратегического управления и в частности факторно-целевыми подходами, которые могут быть применимы в отношении инновационно-технологической модернизации национальной экономики.
В рамках методологии стратегического управления представляет интерес программно-целевой подход. В нем основной акцент делается на получение намеченных результатов. 
С позиций системного построения в программно-целевом подходе основное место занимают выходные элементы системы.
Программно-целевой подход определяет программу действий, нацеленную на достижение намеченных результатов. 
Данный подход заключает в себе сильные стороны, которые связаны с тем, что он соединяет средства и способы достижения намеченной цели развития системы. Причем, главная особенность состоит итеративном и последовательном получении результата. Такая особенность делает возможным положительное решение самой сложной задачи при ограниченных ресурсах и средствах, что является весьма ценным качеством [1].
Наряду с отмеченными несомненными достоинствами программно-целевого подхода его применение наталкивается на ограничения, обусловленные высокой ценой достижения запланированного, которая нередко может превышать размеры возможных вложений ресурсов. Именно поэтому программно-целевой подход очень часто подвергается критическим отзывам ввиду низкой отдачи многих программ по сравнению с затратами на их реализацию избранных целевых установок.
Как известно, способом реализации данного подхода являются целевые программы, в которых крупные проблемы (отраслевые, территориальные, межотраслевые и межрегиональные по форме и экономические, социальные, экологические, а также комплексные по содержанию) решаются посредством определения сроков выполнения, последовательности мероприятий, выделением ресурсов и конкретных исполнителей. 
Симбиозом имеющихся методологических подходов, применяемых в многовекторной трансформации экономической системы, является факторно-целевой подход. 
Он базируется на определении факторов достижения цели, если речь идет о развитии экономической системы. 
С нашей точки зрения, в рамках факторно-целевой методологии возможна результативная модернизация национальной экономики с учетом формирования и развития современной конкурентоспособной системы, обладающей необходимыми инновационными характеристиками.
Рассматривая и оценивая факторно-целевой подход, следует отметить, что он базируется на определении факторов достижения цели. При этом значительным преимуществом здесь является то, что данный подход основан также на выделении механизмов движения к заданному результату. Данные обстоятельства служат гарантией достижения цели, поскольку позволяют сформировать условия, по которым процесс развития исследуемой системы осуществляется в заданном направлении.
Слабой стороной факторно-целевого подхода можно считать то, что он основан на абстрактном представлении модели, обеспечивающей выполнение цели. 
Такое положение делает возможным возникновение ситуации, когда выделенные факторы, представленные как агрегированные образования, не совсем четко отражают условия, при которых формируются механизмы движения, а следовательно, и процесс преобразования системы, дающей результаты, является не вполне приемлемым с позиций достижения цели.
 Таким образом, заданные позиции системы могут быть реально достижимыми при условии, что представление о факторах, обеспечивающих трансформацию модели в нужном направлении, будет правильным и четким. Кроме того, механизмы получения желаемого результата будут действенными и эффективными. В противном случае запланированный результат становится недостижимым в прогнозируемой перспективе.
Обобщая отмеченное по факторно-целевому подходу, следует подчеркнуть, что он обладает возможностью реального воплощения выдвинутых целей в стратегической перспективе. Это делает данный подход действенным инструментарием в стратегическом управлении национальной экономической системой.
Нельзя не сказать при этом, что данный метод из-за высокой степени абстракции может затруднять действие конкретных механизмов и всей совокупности. Риск такого рода сдерживает активное внедрение подхода и его использование в практике стратегического управления национальной экономикой из-за угрозы неверной интерпретации факторов и условий, отдельных механизмов и всего инструментария факторно-целевого подхода.
Использование факторно-целевой методологии в стратегическом управлении национальной экономикой предваряется разработкой и определением факторов, целей и механизмов функционирования системы, предшествующих конкретной реализации подхода с выбором мероприятий, обеспечивающих достижение цели. 
Управление национальной экономикой предполагает различную детализацию, которая связана с выделением тенденций, процессов, формирующих эту систему, организационно-структурной составляющей и многим другим. 
В соответствии с детализацией факторов, целей, механизмов их дифференциация может проводиться по разнообразию признаков. Прежде всего, правомерна детализация национальной системы по отраслевому признаку, что позволит сформировать управление согласно разделению видов экономической деятельности. При этом действующие структуры управления, которые представлены министерствами, не являются раз и навсегда сформированными и сложившимися, а модернизирующимися структурами, которые находятся в постоянном процессе совершенствования. 
Такая особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
В современных условиях для среднеразвитых и слаборазвитых мировых экономических партнеров происходит нарастание соответствующего отставания от участников, относящихся к разряду развитых. 
Находясь в таком положении, все участники мирохозяйственных процессов вынуждены использовать имеющиеся резервы не на преодоление этих отставаний и построение развитых и вполне конкурентоспособных систем, способных функционировать в экономическом пространстве на паритетных основах, а на то, чтобы обеспечить возможность меньшими потерями выйти из тяжелого состояния. 
В результате, требуется повысить конкурентоспособность отечественных производителей продукции базовых отраслей, находящихся на низком уровне в условиях преобладания на мировом и внутреннем рынках продукции зарубежных производителей, накапливающих потенциал перехода к новому уровню технологии.
На этапе перехода к постиндустриальным условиям формируются предпосылки, которые оцениваются весьма неоднозначно и их наличие может проявиться не только с позитивной, но и с негативной стороны. Например, позитивная сторона усиления глобализации в хозяйственной сфере связана с технико-технологическим прорывом и сменой укладов, несущих всем хозяйственным образованиям новое качество экономики, делающих его всеобщим достоянием.
Развитые страны, по сути, присваивают потенциал научно-технической трансформации укладов и инициируют движение в направлении, не всегда сориентированном на эпохальные базисные преобразования, нередко даже отторгая или же отодвигая последние на неопределенный срок. Они не всегда связаны с сокращением разрыва между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися системами, а, напротив, направлены на концентрацию основного капитала в странах «золотого миллиарда», на полное присвоение ими мировой квазиренты [1].
Динамика цивилизационного развития, имеющая, в общем циклическую природу, в современных условиях совпадает с нисходящей стадией пятого технологического уклада, действующего в развитом мире. Безусловно, что уже в нынешний период возникает потребность в формировании предпосылок подготовки и успешного перехода к следующему, шестому технологическому укладу, чем и обусловливается необходимость инновационной модернизации. 
При этом, несмотря на отмеченную уже стадию, которая демонстрирует падение параметров его результативности, современный этап экономической динамики, наряду с нестабильным положением нередко, сопровождается обострением ситуации, ведущей к кризису экономической системы, захватывающей все существующие цивилизации. 
Следовательно, в этот временной период любые негативные проявления могут разрастись и приобрести характер всеобщего необратимого. Так, последний финансово-экономический кризис, начавшись в отдельно взятой стране, из частных финансовых манипуляций перерос и приобрел гигантские масштабы глобального процесса. 
В итоге мировое экономическое сообщество было ввергнуто в глобальный финансово-экономический кризис. 
Сосредоточение основного капитала в развитых экономических системах и очевидный недостаток средств в развивающихся, сдерживает и ограничивает возможности крупномасштабного освоения базисных инноваций и перехода в новое качество, соответствующее более высокому уровню развития. 
К тому же богатые в инвестиционном плане системы нацелены на получение своих дивидендов с капитала в виртуальном секторе экономики, каким является финансовый, и значительные инвестиционные потоки направляются не на дальнейшее развитие реального капитала, обеспечивающего его качественное преобразование, а на поддержание и расширение сферы виртуальных финансовых отношений, связанных с разрастанием масштабов спекулятивных операций. 
Такие операции, конечно же, дают возможность инвесторам получать существенную и порой необоснованную реальным продуктом прибыль. Вместе с тем эти действия служат нагнетанию обстановки нестабильности, когда финансовый капитал разрастается до огромных размеров, которые в значительной степени превышают масштабы капитала реального сектора экономики и создаваемого в нем продукта.
Все это подрывает устоявшиеся основы равновесия и стабильности, поскольку разрушаются сложившиеся пропорции и соотношения экономических систем, что приводит к деструктивным изменениям (к инфляционному росту, хаотичным колебаниям цен). 
Тем самым формируются условия, отрицательно влияющие на экономическую динамику, и усиливаются процессы перелива капитала, ослабляя «слабые» экономики и усугубляя положение «сильных», так как средства направляются на воспроизводство виртуального капитала, и финансовые потоки обходят стороной реальную экономику, в которой и заключены настоящие и действенные резервы перспективных инновационных достижений.
Повышение социально-экономического развития РФ в условиях глобальной нестабильности связано с ростом конкурентоспособности национальной экономики через осуществление инновационно-технологических преобразований. 
Для нейтрализации негативных внешнеэкономических воздействий целесообразно осуществить модернизацию национальной экономики, направленную на существенное снижение зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей. 
Процесс модернизации должен привести к поэтапному формированию сбалансированной системы устойчивого расширенного воспроизводства, опирающейся на всестороннее стимулирование спроса продукции отечест¬венных товаропроизводителей. В результате многовекторного развития эко¬номики, включая процессы диверсификации и импортозамещения, сущест¬венно возрастет экономическая безопасность страны.
Уровень сложившейся системы национальной экономики может определяться посредством параметров ее конкурентоспособности, которая имеет комплексную характеристику, последняя показывает различные стороны развития национальной экономики. Показатели страновой конкурентоспособности сегодня насчитывают огромное количество измерителей, среди них и такие, которые дают комплексную оценку.
Наряду с этим большое значение приобретает соответствие сложившейся системы национальной экономики технологическому уровню, позволяющему успешно функционировать и развиваться в стратегической перспективе.
 На фоне сложившейся общей динамики цивилизаций показатели РФ отражают низкий уровень технологического развития. 
В современных условиях передовые экономические системы стремятся обеспечить переход на новый научно-технический уровень, который даст возможность достичь новых, более высоких результатов развития и тем самым послужит гарантией дальнейшего продвижения по пути прогресса. Позиции национальной экономической системы в данном вопросе являются скромными и требуют скорейшего разрешения в виду сдерживания факторов обеспечения социально-экономического роста в РФ, отвечающего устремлениям в достижении позиций и уровня развитых стран.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики РФ является одной из наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. 
В настоящее время Россия позиционируется в глобальном рыночном хозяйстве как развивающееся государство, которое успешно конкурирует на мировых рынках первичных энергоносителей и отдельных видов сырья. 
В этом контексте основной проблемой повышения конкурентоспособности является переход от малоэффективной модели экстенсивного экономического роста к модели динамичного социально-экономического развития на базе инновационной индустриализации всех сфер и отраслей национальной экономики.
При анализе проблематики поэтапного наращивания конкурентоспособности в процессе инновационной индустриализации страны можно использовать различные методологические подходы в зависимости от критериев и показателей декомпозиции общей проблемы на совокупность более частных или специализированных вопросов и задач. 
Например, при отраслевом подходе вначале рассматриваются проблемы, которые характерны для повышения конкурентоспособности в целом добывающей, перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, а затем более детальному анализу подвергаются специфические вопросы, связанные с производством конкурентоспособной продукции в каждой конкретной отрасли промышленности. 
Совсем другой методологический подход необходим при декомпозиции по критерию масштаба производственно-коммерческой деятельности, когда выявляются специфические особенности повышения конкурентоспособности малого бизнеса, в отличие от средних, крупных и, тем более, транснациональных бизнес-структур. 
Существует много других видов и разновидностей разделения общей проблематики на отдельные вопросы и задачи, а именно: по масштабу рынка сбыта (локальный, региональный, национальный, глобальный), по формам собственности, по уровню интеграции и т.д. Имеются оригинальные авторские подходы, например, методология М.Портера по формированию различных типов производственно-хозяйственных кластеров как основы для повышения конкурентоспособности страны [2].
Важно отметить, что проблематика инновационно-технологической модернизации национальной экономики является многогранной и охватывает широких спектр самых разнообразных вопросов. 
На одном полюсе этого спектра находятся вполне конкретные технико-технологических задачи выпуска определенного вида конкурентоспособной продукции, а на другом полюсе концентрируются комплексные проблемы.  
Кроме того, конкурентоспособность страны является относительной категорией, поэтому многое зависит от стратегии и тактики конкурентной борьбы, применяемой другими странами, а информация о потенциальных конкурентных преимуществах, как правило, носит закрытый характер. В результате возникают дополнительные трудности при обосновании наиболее перспективных направлений инновационно-технологических преобразований национальной экономики.
В осуществлении инновационно-технологической модернизации страны целесообразно использовать метод системной декомпозиции, который предполагает вначале фокусирование внимания на укрупненных блоках факторов, а затем анализируются отдельные факторы и субфакторы преобразований национальной экономики РФ в соответствии с последующим выделением факторов, соответствующих различным иерархическим уровням (на ее макроуровне, мезо-, отраслевой и микро¬уровни). 
По нашему мнению, большинство приоритетных факторов преобразования страны можно агрегировать в четыре блока, а именно: социально-мотивационный, структурно-инновационный, организационно-экономический и регулятивно-управленческий. Каждый из выделенных блоков представляет достаточно сложную подсистему, состоящую из факторов и субфакторов модернизации, которые необходимо задействовать в данном процессе.
Подсистема социально-мотивационных факторов инновационно-
индустриальной модернизации национальной экономики.
Проблемы ускоренного наращивания человеческого капитала и создания высокоэффективной системы мотивации высокопроизводительного творческого труда имеют повышенную значимость для увеличения конкурентоспособности любого государства. На современном этапе социально-экономического развития РФ, когда осуществляется инновационная модернизация, социально-мотивационные факторы приобретают важное значение. 
К сожалению, приходится констатировать, что в первые годы рыночных преобразований на всем постсоветском
пространстве, как по объективным, так и по субъективным причинам,
произошло количественное сокращение и качественная деградация
человеческого капитала. 
Кроме того, в 90-е годы прошлого века в РФ существенно сократились масштабы подготовки высококвалифицированных рабочих, в системе высшего образования уменьшилась доля студентов, которые обучались по инженерно-техническим специальностям.
В настоящее время происходит активизация позитивных процессов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности человеческого капитала РФ. Однако еще предстоит проделать большой объем работы по ускоренному развитию социальной инфраструктуры, чтобы обеспечить выход на достойные конкурентные позиции в мировом экономическом пространстве по основным показателям развития человеческого капитала.
Важно отметить, что развитие человеческого капитала является очень емким и многогранным, что предопределяет существование разнообразных факторов. 
Поэтому наряду с кардинальным повышением образовательного уровня необходимо развивать все подсистемы социальной инфраструктуры, которые способствуют улучшению качества и повышению уровня жизни всех слоев населения. 
Модернизационные преобразования с повышением конкурентоспособности человеческого капитала являются важной составной частью формирования к 2030 г. высокоиндустриального общества с социально ориентированной рыночной экономикой. 
Вместе с тем, социально-мотивационные факторы играют первостепенную роль в реализации концептуальных идей по формированию интеллектуальной нации.
Подсистема структурно-инновационных факторов инновационно-
индустриальной модернизации. Эта подсистема непосредственно связана с прогрессивной структурной перестройкой экономики РФ в процессе перехода от экстенсивной модели первичной индустриализации с гипертрофированной сферой добывающей промышленности к интенсивной модели инновационной индустриализации, в которой будут преобладать высокотехнологичные  и наукоемкие  производственно-хозяйственные структуры. 
Осуществление такой структурной реорганизации выдвигает немало сложных проблем:

В статье рассматриваются подход к структуризации факторно-целевых механизмов, который автор базирует на методологии системного и программно-целевого подходов регулирования и ориентирует на целенаправленное решение приоритетных проблем и программ. По мнению автора, одна из главных задач регулирования в процессе функционирования экономических систем – вскрыть узкие места, нарушающие единство связей и пропорций, и на этой основе определить целесообразность использования ключевых факторов инновационно-технологического развития национальной экономики. 

The article discusses the approach to structuring factor-purpose vehicles, which the author based on the methodology of system and program-oriented approach focuses on the regulation and targeting priority issues and programs. According to the author, one of the main objectives of regulation in the functioning of economic systems — to open the bottlenecks that violate the unity of the relationships and proportions, and on this basis to determine whether the use of the key factors of innovation and technological development of the national economy.

Ключевые слова: инновации, факторно-целевое управление, инновационно-технологическое развитие, экономика РФ.

Keywords: innovation factorial-purpose management, innovation-technological development, the economy of the Russian Federation.

Развитие национальной экономической системы в условиях рыночных отношений имеет свои специфические особенности, связанные с наличием ее ресурсного потенциала страны, с возможностями использования данного потенциала в национальных интересах, а также с позиций соответствия рыночной конъюнктуре.

Чрезвычайную значимость это получает в условиях глобальной нестабильности, когда формирование факторов экономического функционирования определяется не только эндогенными (внутристрановыми) причинами, но и причинами, имеющими экзогенное (внешнее) происхождение. Достижение качественно нового уровня развития РФ требует перехода от наработанных стереотипов и представлений, действовавших до сих пор в системе управления национальной экономикой к подходам, позволяющим преодолевать возможные негативные последствия внешних и внутренних кризисных проявлений.

Прежде всего, в таких подходах должна учитываться перспективность развивающейся системы. Данное положение предусматривается методологией стратегического управления и в частности факторно-целевыми подходами, которые могут быть применимы в отношении инновационно-технологической модернизации национальной экономики.

В рамках методологии стратегического управления представляет интерес программно-целевой подход. В нем основной акцент делается на получение намеченных результатов. 

С позиций системного построения в программно-целевом подходе основное место занимают выходные элементы системы.

Программно-целевой подход определяет программу действий, нацеленную на достижение намеченных результатов. 

Данный подход заключает в себе сильные стороны, которые связаны с тем, что он соединяет средства и способы достижения намеченной цели развития системы. Причем, главная особенность состоит итеративном и последовательном получении результата. Такая особенность делает возможным положительное решение самой сложной задачи при ограниченных ресурсах и средствах, что является весьма ценным качеством [1].

Наряду с отмеченными несомненными достоинствами программно-целевого подхода его применение наталкивается на ограничения, обусловленные высокой ценой достижения запланированного, которая нередко может превышать размеры возможных вложений ресурсов. Именно поэтому программно-целевой подход очень часто подвергается критическим отзывам ввиду низкой отдачи многих программ по сравнению с затратами на их реализацию избранных целевых установок.

Как известно, способом реализации данного подхода являются целевые программы, в которых крупные проблемы (отраслевые, территориальные, межотраслевые и межрегиональные по форме и экономические, социальные, экологические, а также комплексные по содержанию) решаются посредством определения сроков выполнения, последовательности мероприятий, выделением ресурсов и конкретных исполнителей. 

Симбиозом имеющихся методологических подходов, применяемых в многовекторной трансформации экономической системы, является факторно-целевой подход. 

Он базируется на определении факторов достижения цели, если речь идет о развитии экономической системы. 

С нашей точки зрения, в рамках факторно-целевой методологии возможна результативная модернизация национальной экономики с учетом формирования и развития современной конкурентоспособной системы, обладающей необходимыми инновационными характеристиками.

Рассматривая и оценивая факторно-целевой подход, следует отметить, что он базируется на определении факторов достижения цели. При этом значительным преимуществом здесь является то, что данный подход основан также на выделении механизмов движения к заданному результату. Данные обстоятельства служат гарантией достижения цели, поскольку позволяют сформировать условия, по которым процесс развития исследуемой системы осуществляется в заданном направлении.

Слабой стороной факторно-целевого подхода можно считать то, что он основан на абстрактном представлении модели, обеспечивающей выполнение цели. 

Такое положение делает возможным возникновение ситуации, когда выделенные факторы, представленные как агрегированные образования, не совсем четко отражают условия, при которых формируются механизмы движения, а следовательно, и процесс преобразования системы, дающей результаты, является не вполне приемлемым с позиций достижения цели.

Таким образом, заданные позиции системы могут быть реально достижимыми при условии, что представление о факторах, обеспечивающих трансформацию модели в нужном направлении, будет правильным и четким. Кроме того, механизмы получения желаемого результата будут действенными и эффективными. В противном случае запланированный результат становится недостижимым в прогнозируемой перспективе.

Обобщая отмеченное по факторно-целевому подходу, следует подчеркнуть, что он обладает возможностью реального воплощения выдвинутых целей в стратегической перспективе. Это делает данный подход действенным инструментарием в стратегическом управлении национальной экономической системой.

Нельзя не сказать при этом, что данный метод из-за высокой степени абстракции может затруднять действие конкретных механизмов и всей совокупности. Риск такого рода сдерживает активное внедрение подхода и его использование в практике стратегического управления национальной экономикой из-за угрозы неверной интерпретации факторов и условий, отдельных механизмов и всего инструментария факторно-целевого подхода.

Использование факторно-целевой методологии в стратегическом управлении национальной экономикой предваряется разработкой и определением факторов, целей и механизмов функционирования системы, предшествующих конкретной реализации подхода с выбором мероприятий, обеспечивающих достижение цели. 

Управление национальной экономикой предполагает различную детализацию, которая связана с выделением тенденций, процессов, формирующих эту систему, организационно-структурной составляющей и многим другим. 

В соответствии с детализацией факторов, целей, механизмов их дифференциация может проводиться по разнообразию признаков. Прежде всего, правомерна детализация национальной системы по отраслевому признаку, что позволит сформировать управление согласно разделению видов экономической деятельности. При этом действующие структуры управления, которые представлены министерствами, не являются раз и навсегда сформированными и сложившимися, а модернизирующимися структурами, которые находятся в постоянном процессе совершенствования. 

Такая особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

В современных условиях для среднеразвитых и слаборазвитых мировых экономических партнеров происходит нарастание соответствующего отставания от участников, относящихся к разряду развитых. 

Находясь в таком положении, все участники мирохозяйственных процессов вынуждены использовать имеющиеся резервы не на преодоление этих отставаний и построение развитых и вполне конкурентоспособных систем, способных функционировать в экономическом пространстве на паритетных основах, а на то, чтобы обеспечить возможность меньшими потерями выйти из тяжелого состояния. 

В результате, требуется повысить конкурентоспособность отечественных производителей продукции базовых отраслей, находящихся на низком уровне в условиях преобладания на мировом и внутреннем рынках продукции зарубежных производителей, накапливающих потенциал перехода к новому уровню технологии.

На этапе перехода к постиндустриальным условиям формируются предпосылки, которые оцениваются весьма неоднозначно и их наличие может проявиться не только с позитивной, но и с негативной стороны. Например, позитивная сторона усиления глобализации в хозяйственной сфере связана с технико-технологическим прорывом и сменой укладов, несущих всем хозяйственным образованиям новое качество экономики, делающих его всеобщим достоянием.

Развитые страны, по сути, присваивают потенциал научно-технической трансформации укладов и инициируют движение в направлении, не всегда сориентированном на эпохальные базисные преобразования, нередко даже отторгая или же отодвигая последние на неопределенный срок. Они не всегда связаны с сокращением разрыва между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися системами, а, напротив, направлены на концентрацию основного капитала в странах «золотого миллиарда», на полное присвоение ими мировой квазиренты [1].

Динамика цивилизационного развития, имеющая, в общем циклическую природу, в современных условиях совпадает с нисходящей стадией пятого технологического уклада, действующего в развитом мире. Безусловно, что уже в нынешний период возникает потребность в формировании предпосылок подготовки и успешного перехода к следующему, шестому технологическому укладу, чем и обусловливается необходимость инновационной модернизации. 

При этом, несмотря на отмеченную уже стадию, которая демонстрирует падение параметров его результативности, современный этап экономической динамики, наряду с нестабильным положением нередко, сопровождается обострением ситуации, ведущей к кризису экономической системы, захватывающей все существующие цивилизации.

Следовательно, в этот временной период любые негативные проявления могут разрастись и приобрести характер всеобщего необратимого. Так, последний финансово-экономический кризис, начавшись в отдельно взятой стране, из частных финансовых манипуляций перерос и приобрел гигантские масштабы глобального процесса. 

В итоге мировое экономическое сообщество было ввергнуто в глобальный финансово-экономический кризис. 

Сосредоточение основного капитала в развитых экономических системах и очевидный недостаток средств в развивающихся, сдерживает и ограничивает возможности крупномасштабного освоения базисных инноваций и перехода в новое качество, соответствующее более высокому уровню развития. 

К тому же богатые в инвестиционном плане системы нацелены на получение своих дивидендов с капитала в виртуальном секторе экономики, каким является финансовый, и значительные инвестиционные потоки направляются не на дальнейшее развитие реального капитала, обеспечивающего его качественное преобразование, а на поддержание и расширение сферы виртуальных финансовых отношений, связанных с разрастанием масштабов спекулятивных операций. 

Такие операции, конечно же, дают возможность инвесторам получать существенную и порой необоснованную реальным продуктом прибыль. Вместе с тем эти действия служат нагнетанию обстановки нестабильности, когда финансовый капитал разрастается до огромных размеров, которые в значительной степени превышают масштабы капитала реального сектора экономики и создаваемого в нем продукта.

Все это подрывает устоявшиеся основы равновесия и стабильности, поскольку разрушаются сложившиеся пропорции и соотношения экономических систем, что приводит к деструктивным изменениям (к инфляционному росту, хаотичным колебаниям цен). 

Тем самым формируются условия, отрицательно влияющие на экономическую динамику, и усиливаются процессы перелива капитала, ослабляя «слабые» экономики и усугубляя положение «сильных», так как средства направляются на воспроизводство виртуального капитала, и финансовые потоки обходят стороной реальную экономику, в которой и заключены настоящие и действенные резервы перспективных инновационных достижений.

Повышение социально-экономического развития РФ в условиях глобальной нестабильности связано с ростом конкурентоспособности национальной экономики через осуществление инновационно-технологических преобразований. 

Для нейтрализации негативных внешнеэкономических воздействий целесообразно осуществить модернизацию национальной экономики, направленную на существенное снижение зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей. 

Процесс модернизации должен привести к поэтапному формированию сбалансированной системы устойчивого расширенного воспроизводства, опирающейся на всестороннее стимулирование спроса продукции отечественных товаропроизводителей. В результате многовекторного развития экономики, включая процессы диверсификации и импортозамещения, существенно возрастет экономическая безопасность страны.

Уровень сложившейся системы национальной экономики может определяться посредством параметров ее конкурентоспособности, которая имеет комплексную характеристику, последняя показывает различные стороны развития национальной экономики. Показатели страновой конкурентоспособности сегодня насчитывают огромное количество измерителей, среди них и такие, которые дают комплексную оценку.

Наряду с этим большое значение приобретает соответствие сложившейся системы национальной экономики технологическому уровню, позволяющему успешно функционировать и развиваться в стратегической перспективе.

 На фоне сложившейся общей динамики цивилизаций показатели РФ отражают низкий уровень технологического развития. 

В современных условиях передовые экономические системы стремятся обеспечить переход на новый научно-технический уровень, который даст возможность достичь новых, более высоких результатов развития и тем самым послужит гарантией дальнейшего продвижения по пути прогресса. Позиции национальной экономической системы в данном вопросе являются скромными и требуют скорейшего разрешения в виду сдерживания факторов обеспечения социально-экономического роста в РФ, отвечающего устремлениям в достижении позиций и уровня развитых стран.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики РФ является одной из наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. 

В настоящее время Россия позиционируется в глобальном рыночном хозяйстве как развивающееся государство, которое успешно конкурирует на мировых рынках первичных энергоносителей и отдельных видов сырья. 

В этом контексте основной проблемой повышения конкурентоспособности является переход от малоэффективной модели экстенсивного экономического роста к модели динамичного социально-экономического развития на базе инновационной индустриализации всех сфер и отраслей национальной экономики.

При анализе проблематики поэтапного наращивания конкурентоспособности в процессе инновационной индустриализации страны можно использовать различные методологические подходы в зависимости от критериев и показателей декомпозиции общей проблемы на совокупность более частных или специализированных вопросов и задач. 

Например, при отраслевом подходе вначале рассматриваются проблемы, которые характерны для повышения конкурентоспособности в целом добывающей, перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, а затем более детальному анализу подвергаются специфические вопросы, связанные с производством конкурентоспособной продукции в каждой конкретной отрасли промышленности. 

Совсем другой методологический подход необходим при декомпозиции по критерию масштаба производственно-коммерческой деятельности, когда выявляются специфические особенности повышения конкурентоспособности малого бизнеса, в отличие от средних, крупных и, тем более, транснациональных бизнес-структур. 

Существует много других видов и разновидностей разделения общей проблематики на отдельные вопросы и задачи, а именно: по масштабу рынка сбыта (локальный, региональный, национальный, глобальный), по формам собственности, по уровню интеграции и т.д. Имеются оригинальные авторские подходы, например, методология М.Портера по формированию различных типов производственно-хозяйственных кластеров как основы для повышения конкурентоспособности страны [2].

Важно отметить, что проблематика инновационно-технологической модернизации национальной экономики является многогранной и охватывает широких спектр самых разнообразных вопросов.

На одном полюсе этого спектра находятся вполне конкретные технико-технологических задачи выпуска определенного вида конкурентоспособной продукции, а на другом полюсе концентрируются комплексные проблемы. 

Кроме того, конкурентоспособность страны является относительной категорией, поэтому многое зависит от стратегии и тактики конкурентной борьбы, применяемой другими странами, а информация о потенциальных конкурентных преимуществах, как правило, носит закрытый характер. В результате возникают дополнительные трудности при обосновании наиболее перспективных направлений инновационно-технологических преобразований национальной экономики.

В осуществлении инновационно-технологической модернизации страны целесообразно использовать метод системной декомпозиции, который предполагает вначале фокусирование внимания на укрупненных блоках факторов, а затем анализируются отдельные факторы и субфакторы преобразований национальной экономики РФ в соответствии с последующим выделением факторов, соответствующих различным иерархическим уровням (на ее макроуровне, мезо-, отраслевой и микроуровни). 

По нашему мнению, большинство приоритетных факторов преобразования страны можно агрегировать в четыре блока, а именно: социально-мотивационный, структурно-инновационный, организационно-экономический и регулятивно-управленческий. Каждый из выделенных блоков представляет достаточно сложную подсистему, состоящую из факторов и субфакторов модернизации, которые необходимо задействовать в данном процессе.

Подсистема социально-мотивационных факторов инновационно-индустриальной модернизации национальной экономики.

Проблемы ускоренного наращивания человеческого капитала и создания высокоэффективной системы мотивации высокопроизводительного творческого труда имеют повышенную значимость для увеличения конкурентоспособности любого государства. На современном этапе социально-экономического развития РФ, когда осуществляется инновационная модернизация, социально-мотивационные факторы приобретают важное значение. 

К сожалению, приходится констатировать, что в первые годы рыночных преобразований на всем постсоветском пространстве, как по объективным, так и по субъективным причинам, произошло количественное сокращение и качественная деградация человеческого капитала. 

Кроме того, в 90-е годы прошлого века в РФ существенно сократились масштабы подготовки высококвалифицированных рабочих, в системе высшего образования уменьшилась доля студентов, которые обучались по инженерно-техническим специальностям.

В настоящее время происходит активизация позитивных процессов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности человеческого капитала РФ. Однако еще предстоит проделать большой объем работы по ускоренному развитию социальной инфраструктуры, чтобы обеспечить выход на достойные конкурентные позиции в мировом экономическом пространстве по основным показателям развития человеческого капитала.

Важно отметить, что развитие человеческого капитала является очень емким и многогранным, что предопределяет существование разнообразных факторов. 

Поэтому наряду с кардинальным повышением образовательного уровня необходимо развивать все подсистемы социальной инфраструктуры, которые способствуют улучшению качества и повышению уровня жизни всех слоев населения. 

Модернизационные преобразования с повышением конкурентоспособности человеческого капитала являются важной составной частью формирования к 2030 г. высокоиндустриального общества с социально ориентированной рыночной экономикой. 

Вместе с тем, социально-мотивационные факторы играют первостепенную роль в реализации концептуальных идей по формированию интеллектуальной нации.

Подсистема структурно-инновационных факторов инновационно-индустриальной модернизации. Эта подсистема непосредственно связана с прогрессивной структурной перестройкой экономики РФ в процессе перехода от экстенсивной модели первичной индустриализации с гипертрофированной сферой добывающей промышленности к интенсивной модели инновационной индустриализации, в которой будут преобладать высокотехнологичные  и наукоемкие  производственно-хозяйственные структуры. 

Осуществление такой структурной реорганизации выдвигает немало сложных проблем:

  • во-первых, конкурировать на рынках первичных энергоносителей и сырьевых товаров значительно проще, чем на рынках конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Необходимо не только произвести высокотехнологичные товары, но обеспечить широкий комплекс деловой активности, обеспечивающий налаживание отношений с потенциальными покупателями, включая организацию гарантийного и постгарантийного обслуживания реализуемых машин, приборов или даже комплектов сложного наукоемкого оборудования. Если высокотехнологическая продукция реализуется на внешних рынках, то объективно возникают дополнительные трудности с сертификацией оборудования, с эффективной организацией экспортно-импортного взаимодействия и решением многих других задач, возникающих при выходе на внешние рынки с высокотехнологичной продукцией;
  • во-вторых, большинство международных рынков наукоемкой продукции характеризуются повышенным уровнем конкурентной борьбы. На этих рынках существует множество институционально-организационных препятствий, которые достаточно трудно преодолеть без большого опыта международной торговли сложными высокотехнологичными товарами. Поэтому проникновение на такие рынки требует дополнительных усилий и существенно увеличивает транзакционные издержки новых участников. Нередко возникает необходимость формирования совместных сбытовых структур с компаниями и корпорациями, уже имеющими опыт работы в рамках конкретного сегмента рынка высокотехнологичной продукции. Это также связано с дополнительными издержками и требует немало времени для адаптации к различным формам и методам делового сотрудничества;
  • в-третьих, рынки высокотехнологичной продукции являются очень динамичными. Машины, оборудование, приборы и другие наукоемкие товары обновляются, за редким исключением, очень быстро, что порождает проблему морального износа еще не проданной продукции. Попадая в сложную ситуацию резкого снижения ликвидности лишь слегка устаревшей продукции малоопытные участники конкурентной борьбы испытывают стрессовые ситуации и нередко стремятся побыстрее избавиться от малоликвидной продукции путем предоставления покупателям больших скидок от уровня среднерыночных цен.

Повышенная значимость подсистемы структурно-инновационных факторов инновационной индустриализации связана с необходимостью осуществления модернизационных преобразований на всех уровнях национальной экономики, а также с использованием интеграционных образований, формирующих благоприятную внешнюю среду и сдерживающих воздействие негативных проявлений извне.

В качестве примера последнего можно назвать образование Таможенного союза и других интеграционных формирований. 

Включение структурно-инновационных факторов в число приоритетных определяется необходимостью создания материально-технической основы перехода на более высокий уровень цивилизационного развития, который наблюдается в мировом экономическом пространстве и который следует проводить в рамках национальной экономической системы. 

Государственное управление призвано сформировать условия благоприятствования модернизационным процессам на макро-, мезо- и микро¬уровнях национальной экономики, обеспечивающих позитивный результат, и оградить от негативного воздействия и всяческих нежелательных проявлений во внешней и внутренней среде.

Формирование структуры экономики в соответствии с ее потребностями и возможностями реализации спроса на внутреннем рынке делают ее более адаптированной и жизнестойкой, но данные аргументы до настоящего времени оказывали слабое влияние на структурное разнообразие и усиление ее диверсифицированности. 

Возможно, что новый этап цивилизационного развития существенным образом изменяющий облик технологических укладов развитых экономических систем, по-видимому, скажется и на отношении к сложившейся сырьевой ориентации экономики РФ, создаст реальные предпосылки для качественного преобразования ее структуры и позволит использовать движение к моделям конкурентоспособности.

Исключением из сказанного положения, связанного с диверсифицированностью экономики РФ является развитие сферы услуг, имеющей схожий с зарубежными экономическими системами сценарий, по которому разнообразие сферы услуг множится и разрастается весьма заметными темпами. 

Прежде всего, это связано с тем, что появились услуги на платной основе, до сих пор не значившиеся таковыми. Это можно сказать в отношении образовательных услуг, услуг здравоохранения и других сфер. К тому же значительно расширились услуги банковского, финансового сектора. Чрезвычайно разрослось наименование бытовых услуг, информационных и многих других. Значительную часть занимают услуги, касающиеся операций с недвижимостью, куплей-продажей и арендой жилья и другой собственности. 

Несмотря на усиление данного сектора в экономике РФ его позиции в значительной степени уступают зарубежным аналогам и имеются большие резервы их расширения и роста.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // ЭАСР. – № 2. – 2012. – С. 27-42.

2. Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. – Российская академия наук, 2003.

3. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС // Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. – № 4. – 2003.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу