Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №3 (13), Сентябрь 2013


РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Скачать статью полностью

Автор: О.О. КОМАРЕВЦЕВА,
студентка 4 курса факультета экономики и менеджмента Орловского филиала Российской  академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Региональная экономика

В современных условиях в регионах России идет процесс модернизации своей экономики, разрабатывается новая направленная на повышение конкурентоспособности территорий инвестиционная политика. Однако в последнее время наметилась тенденция, связанная с большим разрывом в социально-экономическом развитии регионов агропромышленного профиля с преобладанием добывающих отраслей. Это связано, прежде всего, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; неодинаковой адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и существенным ослаблением регулирующей роли государства в отношении субъектов хозяйствования. В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем регионов агропромышленного типа является модернизация своей инвестиционной политики, на основе разработки комплексной программы привлечения инвестиций в экономику региона. 
Under current conditions in the regions of Russia is in the process of modernization of its economy, developing a new aimed at improving the competitiveness of the investment policy. However, the recent trend associated with a large gap in the socio- economic development of the regions agricultural profile with a predominance of extractive industries. This is due primarily to the inclusion of the mechanism of market competition, divided the regions according to their competitive advantages and disadvantages; unequal market adaptation of regions with different economic structure and the substantial weakening of the regulatory role of the state in respect of business entities. In this regard, one of the most pressing problems of the regions agricultural type is upgrading its investment policy by developing a comprehensive program of investment in the economy of the region.
Ключевые слова: инвестиционная политика, регион агропромышленного типа, кластер, государственно-частное партнерство, инвестиционный рейтинг, человеческий капитал, SWOT-анализ региона, социологическое исследование, принцип «одного окна», налоговая преференция, концессия.
Keywords: investment policy, region agricultural type, cluster, public-private partnership, investment grade rating, human capital, SWOT-analysis of the region, a case study, the principle of «one window», tax preferences, concession.

В современных условиях в регионах России идет процесс модернизации своей экономики, разрабатывается новая направленная на повышение конкурентоспособности территорий инвестиционная политика. Однако в последнее время наметилась тенденция, связанная с большим разрывом в социально-экономическом развитии регионов агропромышленного профиля с преобладанием добывающих отраслей. Это связано, прежде всего, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; неодинаковой адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и существенным ослаблением регулирующей роли государства в отношении субъектов хозяйствования. В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем регионов агропромышленного типа является модернизация своей инвестиционной политики, на основе разработки комплексной программы привлечения инвестиций в экономику региона. 

Under current conditions in the regions of Russia is in the process of modernization of its economy, developing a new aimed at improving the competitiveness of the investment policy. However, the recent trend associated with a large gap in the socio- economic development of the regions agricultural profile with a predominance of extractive industries. This is due primarily to the inclusion of the mechanism of market competition, divided the regions according to their competitive advantages and disadvantages; unequal market adaptation of regions with different economic structure and the substantial weakening of the regulatory role of the state in respect of business entities. In this regard, one of the most pressing problems of the regions agricultural type is upgrading its investment policy by developing a comprehensive program of investment in the economy of the region.

Ключевые слова: инвестиционная политика, регион агропромышленного типа, кластер, государственно-частное партнерство, инвестиционный рейтинг, человеческий капитал, SWOT-анализ региона, социологическое исследование, принцип «одного окна», налоговая преференция, концессия.

Keywords: investment policy, region agricultural type, cluster, public-private partnership, investment grade rating, human capital, SWOT-analysis of the region, a case study, the principle of «one window», tax preferences, concession.

Динамичное развитие Орловской области, накопленный экономический потенциал, оперативно принятые Правительством региона меры по минимизации последствий финансового кризиса позволили сохранить социальную и финансовую стабильность и в результате получить позитивную динамику по основным показателям социально-экономического развития региона в 2011–2012 годах. Производство промышленной продукции увеличилось на 11%, объем инвестиций в основной капитал – на 17%, среднедушевые денежные доходы – на 10%. 

Значительную роль в экономике Орловской области играет агропромышленный комплекс. На долю сельского хозяйства приходится 14,5% ВРП региона, 12,3% от общей численности занятых. При удельном весе ВРП Орловской области в общероссийском показателе 0,6% (58 место в РФ) на долю продукции сельского хозяйства в 2011 г. приходится 4,8% (27 место в РФ), в том числе на продукцию растениеводства – 3,5%, животноводства – 1,3%. 

В общей земельной площади области, составляющей 2,47 млн гектаров, 1,9 млн гектаров (77%) занимают сельскохозяйственные угодья, из которых более 1,5 млн гектаров, или свыше 79,4% – пашня. Однако из-за недостаточности финансирования, около 0,38 млн гектаров плодородного чернозема остаются не разработанными.

По состоянию на 1 января 2012 года в регионе действовали 286 сельскохозяйственных организации (прирост на 3,5% к 2011 году), 1342 – крестьянских (фермерских) хозяйств (прирост на 8,3% к 2011 году), более 182 тысяч личных подсобных хозяйств в сельской местности (прирост на 5,9% к 2011 году) [1].

Кроме того, в последние годы на территории области были реализованы ряд крупнейших инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, таких как: строительство селекционно-гибридного центра ООО «Знаменский СГЦ»; реконструкция и модернизация мощностей по подработке зерна в Малоархангельском районе (ООО «Дубовицкое»); строительство свиноводческих комплексов (ЗАО «Орелсельпром») и т.д.

Однако, несмотря на столь положительную тенденцию, за 2010–2012 годы увеличился удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий на 24,6%, а также наблюдается рост кредиторской задолженности – 4,9 млрд. рублей (32,7% к аналогичному периоду прошлого года) и дебиторской задолженности – 1,3 млрд. рублей (26,3% к аналогичному периоду прошлого года).

Необходимо отметить, что оказывая определяющее воздействие на формирование валового регионального продукта, сельское хозяйство функционирует в условиях продолжающего сокращения парка основных видов сельскохозяйственной техники (за 2011 год количество зерноуборочных комбайнов сократилось на 15,3%), высокой степени ее износа (48,3%).Отмечается устойчивая тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота (в 2011 году – на 3,2%). Отрицательную динамику имеет и поголовье птицы (- 1,8% за 2011 год). 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агропромышленный комплекс Орловской области продолжает быть значимым для экономики региона и относится к конкурентным преимуществам региона, но развития данного сектора невозможно без финансирования, как со стороны государства, так и частных инвесторов. 

Инвестиционная политика в Орловской области разработана с учетом стратегии ее долгосрочного социально-экономического развития и строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные виды деятельности, стимулирующие деловую активность в отраслях, способствующих росту доходов областного бюджета.

Анализ материалов инвестиционного рейтинга регионов России, опубликованных рейтинговым агентством «Эксперт Ра» показал, что Орловская область входит в число 15 российских регионов, имеющих инвестиционный рейтинг – 3B2: незначительный потенциал – умеренный риск (табл. 1). 

По инвестиционному потенциалу регион в 2012 году находится на 62 месте. Ранг инвестиционного потенциала на протяжении исследуемого периода колебался в пределах 61–63 места и фактически за весь период присвоения рейтинга существенно не изменялся.

Также одними из худших показателей рангов инвестиционного потенциала за 2008–2012 годы Орловской области являются: низкий трудовой потенциал, который обусловлен сложной демографической ситуацией; производственный потенциал, снизившийся с 59 до 65 места, – существенное влияние оказала посткризисная ситуация в региональной экономике, включая банкротство ряда крупных предприятий, снижение объемов производства, сокращение доходов и, как следствие, уровня потребления.

По рангу инвестиционного риска Орловская область занимает 62-ое место среди российских регионов, хотя в 2008–2010 годах область находилась на 42-м месте. Снижение данного показателя было связано с существенным падением с 23 на 50 место экономического ранга риска, а также с 46 до 53 позиции финансового ранга риска.

Необходимо отметить отрицательную динамику криминального ранга риска в течение 2008–2012 годов: указанный показатель является одним из наиболее значимых факторов при принятии решения потенциальным инвестором, особенно иностранными компаниями.

По социальному рангу инвестиционного риска область в 2012 году занимает 44 место, в 2010 году – 57, однако, несмотря на незначительное повышение позиций, данный показатель остается достаточно низким по отношению к средневзвешенному по регионам ЦФО. 

Вышеприведенные показатели наглядно свидетельствуют о необходимости преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны, что в свою очередь требует качественной модернизации инвестиционной политики Орловской области.

Тем самым, наиболее актуальными направлениями поддержки инвесторов, осуществляющих вложения капитала в регион агропромышленного типа должно стать:

1. Развитие института государственно-частного партнерства на условиях формирования инвестиционных площадок с готовой инженерной инфраструктурой для размещения новых производств и видов деятельности.

2. Развитие производственной, межотраслевой кооперации и рынка органической продукции, как между субъектами Российской Федерации, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

3. Формирование инвестиционного залогового фонда Орловской области с целью привлечения кредитных ресурсов. 

4. Оплата страхования рисков инвесторов, возникающих при реализации инвестиционных проектов, за счет инвестиционного залогового фонда Орловской области.

5. Сокращение сроков прохождения инвестором процедуры согласования разрешительной документации, организация обслуживания инвесторов по принципу «одного окна» и оптимизация процесса взимания платы за технологическое подключение к сетям инженерной инфраструктуры. 

6. Строительство перерабатывающих производств агропромышленного комплекса с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах выращивания сельхозпродукции;

7. Формирование региональных кластеров и комплексное использование местных сельскохозяйственных ресурсов сырья.

Таким образом, необходимо модернизировать реализуемую в Орловской области инвестиционную политику и создать новую комплексную программу по привлечению инвестиций с применением инновационных инструментов в агропромышленном комплексе. Однако для разработки новой инвестиционной программы необходимость выявить основные угрозы и дополнительные точки роста в регионе. 

Выявление сильных и слабых сторон регионального потенциала является первоочередной задачей при модернизации инвестиционной политики с целью увеличения конкурентоспособности. В связи с этим, на основе опроса экспертов и жителей города Орла по специально разработанной анкете, автором было проведено исследование, задачи которого перечислены ниже.

1. Выделение сильных и слабых сторон социально – экономического положения Орловской области.

2. Выявления влияния рыночных факторов на развитие экономики региона, а также угроз и возможностей, стоящих перед экономикой Орловской области.

3. Исследование масштабов влияния ВТО на развитие региона.

4. Определение актуальности модернизации инвестиционной политики Орловской области для дальнейшего развития региона.

В опросе по случайной выборке принимали участие более 200 респондентов в возрасте от 20 до 56 лет. Из них 35% государственные служащие, 25% – предприниматели (малый и средний бизнес), 22% – работники торгово – промышленной палаты, 18% – прохожие на улицах города Орла. Результаты исследования сведены в таблицу SWOT-анализа региона.

Наибольшее число респондентов (24%) относительно слабых сторон социально – экономического положения Орловской области отметили промышленное производство. Необходимо отметить и тот факт, что аналогичный ответ дали 80% государственных служащих, 5% – работников торгово – промышленной палаты, 15% – предпринимателей, участвующих в опросе. Респонденты из числа прохожих на улицах города Орла в качестве слабых сторон называли доходы населения (28%), безработицу (25%), ЖКХ и дорожное строительство (25%), демографическую ситуацию (22%). 

Сильные стороны Орловской области – это преимущества, которые существуют у региона. Наибольшее число респондентов, принявших участие в анкетировании, к сильным сторонам региона отнесли выгодное географическое положение (54%), тем самым подтвердив, что наличие рынков сбыта и природно-климатические условия Орловской области позволяют организовать конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции, выгодное географическое положение создает хорошие предпосылки для развития аграрного сектора экономики и легкой промышленности области. 

Кроме того, в число сильных сторон развития региона, по мнению опрошенных, входит сельскохозяйственная направленность, обеспечивающая значительное превышение производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчёте на одного жителя над аналогичными общероссийскими показателями; а также научный потенциал, требующий постоянных капиталовложений и создания научно-образовательного кластера. 

Необходимо отметить, что по структуре респондентов среди органов государственной власти наблюдается тенденция схожести ответов. Так, вариант «выгодное географическое положение» ответили 75% опрошенных респондентов – государственных служащих, другие 25% – малый и средний бизнес. 

Одним из важнейших аспектов при исследовании слабых и сильных сторон для привлечения инвестиций является выявление рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие экономики Орловской области.

По мнению респондентов, к таким рыночным факторам следует отнести: научно-технический прогресс (5,2%), предпринимательская активность (5,1%), спрос и предложение на продукцию орловских предприятий (4,3%), развитие конкуренции среди производителей региона (7,6%), увеличение степени концентрации капитала в соседних регионах (23,6%), усиление степени интеграции России в мировую экономику (54,2%).

Безусловно, данные рыночные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие Орловской области. Однако в настоящее время наибольший интерес вызывает рыночный фактор, связанный с усилением интеграции России в мировую экономику, в том числе и за счет вступления России в ВТО.

Так как крупнейшие предприятия региона сосредоточены в сельском хозяйстве, машиностроении и пищевой промышленности, в связи с этим представляет интерес оценка последствий вступления России в ВТО для экономики региона в целом и для предприятий в частности (табл.2).

По исследованию, проведенному экспертами аналитического центра «ВТО-ИНФОРМ», было выявлено, что негативные последствия для региона от вступления в ВТО составят 26,9% к выпуску 2020 года, в том числе прямые потери роста – 7,5% и упущенные возможности роста – 19,4%. В перспективе это приведет к сокращению 34–67 тысяч рабочих мест [3]. 

Таким образом, проведенный анализ выявил основные отрасли региона, для которых негативные последствия от вступления России в ВТО принесут наибольшие потери. Следовательно, поддержка данных видов отраслей и разработка мер, направленных на снижение негативных последствий, должны являться стратегическим направлением социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. 

Однако кроме угроз, которые несет вступление России в ВТО, необходимо отметь ряд возможностей, которые следует использовать региону для дальнейшего эффективного развития. Наименьшее число респондентов из нашего исследования, в состав которых входило 15% предпринимателей, отметили влияние иностранных инвесторов на развитие региона. Однако 31% из числа опрошенных связали вступление России в ВТО с возможностью увеличения региональных доходов (15% – государственные служащие, 40% – работники торгово – промышленной палаты, 45% – прохожие на улицах города Орла), которые должны вырасти за счет увеличения сборов по налогу на прибыль. 

Кроме того, опрошенные респонденты считают, что увеличение иностранных инвестиций откроет иностранному бизнесу все границы и таможенные барьеры, что позволит привлечь инвестиции в регион. Однако необходимо помнить, что с открытием барьеров и пришедшими инвестициями в регион хлынет волна трудовых мигрантов, что может привести к увеличению числа безработного населения.

Результаты данного социологического опроса были сведены и представлены в таблицу 3.

С учетом проведенного социологического опроса, хотелось бы отметить, что модернизация инвестиционной политики Орловской области с целью сохранение и развитие конкурентных преимуществ региона должна проходить на основе выделенных сильных сторон и возможностей, и учтенных слабых сторон и угроз. Кроме того, модернизация инвестиционной политики невозможна без создания базовых условий для ведения инвестиционной деятельности в регионе, развития человеческого капитала и малого (среднего) предпринимательства, формирования государственных институтов, что непосредственно должно быть закреплено в комплексной программе по привлечению инвестиций в Орловскую область.

Одним из важнейших мероприятий по модернизации инвестиционной политики региона является разработка комплексной программы привлечения инвестиций, которая включает не только действия по продвижению региона, но и комплекс практических мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки инвестиций (рис. 1). 

С учетом проведенного социологического опроса, хотелось бы отметить, что модернизация инвестиционной политики Орловской области с целью сохранение и развитие конкурентных преимуществ региона должна проходить на основе выделенных сильных сторон и возможностей, и учтенных слабых сторон и угроз. Кроме того, модернизация инвестиционной политики невозможна без создания базовых условий для ведения инвестиционной деятельности в регионе, развития человеческого капитала и малого (среднего) предпринимательства, формирования государственных институтов, что непосредственно должно быть закреплено в комплексной программе по привлечению инвестиций в Орловскую область.

Одним из важнейших мероприятий по модернизации инвестиционной политики региона является разработка комплексной программы привлечения инвестиций, которая включает не только действия по продвижению региона, но и комплекс практических мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки инвестиций (рис. 1). 

Данная модель включает в себя два основных раздела: инвестиционный климат и стратегию государственно-частного партнерства. Каждый из представленных элементов имеет свой алгоритм, разделенный на определенные блоки.

Инвестиционная привлекательность Орловской области – важная структурная составляющая комплексной Программы по привлечению инвестиций в агропромышленный регион, сформированная из 5 основных блоков: диагностика социально-экономических показателей (оценка экономико-географического положения, основные тенденции развития региона); выделение приоритетных направлений (анализ перспективных отраслей экономики); прогнозы и сценарии развитии региона (оптимистический, пессимистический, умеренный прогнозы – с учетом влияния ВТО); составление Программы по инвестиционной привлекательности (инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и активность); ресурсное обеспечение и организация реализации Программы. Конечным результатом данного подраздела улучшения инвестиционного климата должен стать мониторинг реализации Программы по инвестиционной привлекательности Орловской области.

Отдельно в представленной комплексной программе необходимо отметить блок управления инвестиционным процессом, состоящий из критических факторов. К ним, прежде всего, относится природный ресурсный потенциал территории, который является базой для выделения отраслей специализации ее экономической системы в межрегиональном и международном разделении труда.

Конечным результатом реализации данного блока Программы является осуществление мероприятий по созданию базовых условий для привлечения инвестиций (рис.2).

Основной мерой создания благоприятной административной среды является принятие публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего практическую реализацию принципа «одного окна».

Система «одного окна» по работе с инвесторами является необходимым условием улучшения инвестиционной среды в регионе (рис.3). Система «одного окна» представляет собой сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях реализации, включающая в себя подбор оптимальных участков и партнёров для реализации проектов на территории области.

Такой механизм предполагает оценку по каждому конкретному инвестиционному проекту его бюджетной, коммерческой и социальной эффективности, определяя на этой основе меры его возможной финансовой поддержки, как со стороны региона, так и со стороны инвестора.

Налоговое стимулирование инвестиций является логическим продолжением процесса привлечения инвестиций (табл.4). Необходимо отметить, что согласно закону «О налоге на имущество организаций“ до 31.12. 2013 года в Орловской области ставка налога в размере 1,1 процента от налоговой базы устанавливается для предприятий, осуществляющих производство строительной керамики; селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней; занимающихся производством основной фармацевтической продукции. Однако предложенные нами налоговые преференции должны действовать для всех инвесторов, независимо от вида их деятельности [4].

Мероприятия по доступу к инфраструктуре предполагают использование механизма концессии (рис. 4). Под концессией понимается определенный вид соглашения, одной стороной которого является концессионер – инвестор, обязующийся за свой счет создать, (и /или) реконструировать, (и/или) модернизировать и осуществлять инвестиционную деятельность с имуществом, предоставленным по данному соглашению второй стороной концендентом – регионом на определенный срок с правом владения и пользования данным объектом.

При разработке конкретных мероприятий привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд важных составляющих, таких как: во-первых, в процессе концессии инвесторам передаются реальные активы в эксплуатацию, а не в лизинг, с последующим правом выкупа; во-вторых, в период концессии наименование собственника объекта концессии остается прежним. 

Формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций состоит, в первую очередь, в устранении непрозрачности тарифов на услуги естественных монополий. Изменение ситуации возможно только при обеспечении точной информации о составе и величине текущих расходов и инвестиций компаний – естественных монополий. Данная информация должна стать доступной, в том числе путем ее размещения на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности в Орловской области.

Одними из важнейших инновационных инструментов, способствующих привлечению инвестиций в экономику региона, является создание агропромышленного кластера и агропромышленного парка. Для создания агропромышленного кластера в Орловской области необходимо разработать специальный алгоритм действий, представленный в таблице 5.

Создание агропромышленного кластера в Орловской области предполагает формирование единой модели кластера. Предложенная модель агропромышленного кластера может включать в себя ключевой сектор, научный сектор, сектор производства сырья и сектор продвижения продукции (рис. 5). 

Для обеспечения жизнедеятельности регионального кластера выделим финансовый и обслуживающий блоки. Предприятия и организации, составляющие кластер, в большинстве своем являются самостоятельными и конкуренция внутри кластера – не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе конкурентной борьбы внутри кластера система в целом оптимизируется и повышает свои возможности.

Кроме того, эффективное развитие агропромышленного кластера во многом должно быть связано с инвестированием в деятельность научных учреждений, решающих проблемы аграрного комплекса. Так, на территории Орловской области работают такие значимые научные институты, как: Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур» (ВНИИСПК); Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур (ВНИИ ЗБК); Орловский государственный аграрный университет – крупный учебно-методический, научно-исследовательский и культурный центр.

Также одним из особо значимых элементов данного кластера является создание агропромышленного парка на территории региона. 

Агропромышленный парк – это технологический комплекс, ориентированный на развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. Основным назначением агропромышленного парка является обеспечение региональных сельхозпроизводителей необходимой материально-технической базой для переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции (рис.6). 

Предложенная модель должна включать в себя четыре основных элемента: Управление по кадастровому обороту и оценки земель, оператор рынка кредитования сельскохозяйственного производства, государственная поддержка и частные инвесторы.

Одним из важнейших элементов данной модели выступает Управление по кадастровому обороту и оценки земель. Данное Управление занимается распределением и перераспределением земель, а именно: передачей земельных участков во владение, пользование или собственность. 

В качестве оператора рынка кредитования сельскохозяйственного производства может выступать ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк).

Кроме того, для реализации агропромышленного парка необходимо осуществить строительство дополнительных объектов инфраструктуры на территории агропромышленного парка на основе государственно – частного партнерства. В данный ряд объектов необходимо включить: учебный комбинат, бизнес-центр, рефрижераторный терминал, склады минеральных удобрений, предприятия общепита, пост весового контроля и т.д. 

В структуру агропромышленного парка также должна входить машинно-технологическая станция (МТС), которая будет предоставлять комплексные услуги по проведению сельскохозяйственных работ, а также ряд производственных и коммунальных услуг. 

Следующим компонентом инвестиционного проекта агропромышленного парка в регионе является строительство производств по переработке продукции животноводства, птицеводства, растениеводства. Сегодня система экономических взаимоотношений предприятий по производству, переработке, хранению, реализации сельскохозяйственной продукции в Орловской области не в полной мере соответствуют складывающимся рыночным условиям хозяйствования, что не способствует повышению эффективности производства конечной продукции. Из-за диспаритета цен, взаимных неплатежей в регионе сохраняются противоречия между производителями продукции, ее заготовителями и переработчиками.

Немаловажной составляющий данной модели является процесс организации сбыта продукции на основе единого сбытового центра. Единый сбытовой центр агропромышленного парка – это дистрибуторская компания, в состав которой должны входить представители производств, расположенных на территории парка.

Таким образом, формирование на территории Орловской области агропромышленного кластера и агропромышленного парка, адаптированных к региональному экономическому потенциалу, позволит позиционировать их в качестве ядра трансрегиональной значимости, что впоследствии поможет создать все условия для социально-экономического роста региона. 

Государственно-частное партнерство (ГЧП) это комплексное взаимодействие с целью привлечения на контрактной основе органами власти бизнес-структур к решению задач, которые относятся к публичному сектору. Орловская область работает и по линии привлечения средств Инвестиционного фонда РФ, и по организации взаимодействия с Внешэкономбанком. 

На данный момент крупных инфраструктурных проектов ГЧП на территории Орловской области нет, но ведется активная работа по привлечению в крупные социально-значимые проекты (строительство аэропорта, мусоросортировочного завода) внебюджетных инвестиций. Тем самым создание Стратегии по развитию ГЧП в Орловской области позволит повысить конкурентоспособность региона в борьбе за инвестиции. 

Первоочередным элементом данной Стратегии должна выступать Программа по развитию ГЧП в Орловской области, которая должна стать основой для детализированного планирования регионального развития, разработки и реализации инвестиционных проектов развития региона. Основными элементами, реализующую данную Программу являются: Правительство Орловской области, частные инвесторы, научно – исследовательский центр, представляющие собой взаимосвязанную систему по формированию и реализации инвестиционных проектов (рис. 7).

Предложенная Программа по развитию ГЧП в Орловской области предусматривает реализацию следующих взаимоувязанных пяти компонентов.

1. Разработка региональной политики в сфере ГЧП на основе совершенствования законодательства Орловской области. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ГЧП в регионе, является Закон Орловской области от 12.10.2011 г. №  1277 – ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах». В рамках совершенствования законодательства необходимо в данном Законе пересмотреть принципы и возможности участия региона в проектах ГЧП, особенно в области транспортной и социальной инфраструктуры. 

2. Подготовка конкретных проектов ГЧП в Орловской области с перспективой дальнейшего их финансирования Внешэкономбанком. 

3. Содействие развитию сети региональных центров ГЧП и потенциала региональных и муниципальных властей в совместной разработке экономически обоснованных проектов ГЧП. При этом представляется, что это может потребовать формирования специального института для поддержки городского развития, например, Банка городского развития, аналогично тому, как с учетом специфики сельского хозяйства сформирован Россельхозбанк. 

4. Обмен передовым опытом реализации проектов ГЧП и привлечение международных экспертов для подготовки и реализации проектов ГЧП в регионе. 

5. Подготовка кадров и разработка программы обучения и повышения квалификации персонала, участников рынка ГЧП.

Таким образом, выполнение в ближайшие годы данных пяти компонентов Программы по развитию ГЧП в Орловской области поможет развитию экономики региона и практики государственного управления.

Следующим элементом Стратегии государственно – частного партнерства является создание Агентства инвестиционного развития, осуществляющего полномочия по вопросам: привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, участия в формировании благоприятного инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности Орловской области, государственно-частного партнерства. 

На основе факторов роста инвестиционной привлекательности региона, необходимо в деятельности Агентства осуществить комплекс мероприятий, таких как: внедрение регулярной процедуры получения обратной связи по результатам каждого контракта с потенциальным инвестором; формирование ежемесячно обновленного списка потенциальных инвесторов; ведение для сотрудников Агентства инвестиционного развития показателей эффективности, связанных с повышением инвестиционной привлекательности региона.

Конечным результатом разработки Агентства инвестиционного развития является создание дорожной карты — плана мероприятий по продвижению к некоторому целевому состоянию (рис. 8).

Дорожная карта включает подробный алгоритм по созданию Агентства инвестиционного развития. В качестве целевых показателей выступают инвестиции, привлеченные накопительным итогом за год в экономику области. Данный показатель рассчитан от среднего уровня привлечения инвестиций в экономику Орловской области за последние три года, с учетом планируемых инвестиционных проектов за 2014–2016 годы.

Для активизации существующего человеческого капитала в регионе необходимо реализовать комплекс «точечных» мероприятий, способствующих повышению его качества. Одним из таких мероприятий выступает создание и реализация проекта «Правительственная гвардия» – формирование и институционализация списка 300 наиболее активных орловчан, важных для инвестиционных проектов. Тем самым каждый участник данного проекта принимает на себя обязательство по руководству одним из проектов развития Орловской области (возможно – своего проекта). 

Следующим мероприятием является необходимость привлечения ограниченного количества высококвалифицированных управленцев для реализации масштабных проектов. Основным направлением работы должно стать формирование пакета для потенциальных участников программы «30 лидеров»: предлагаемый проект, вознаграждение, права на недвижимость, социальный пакет, социальный статус и т.д. Формирование списка потенциальных участников программы будет происходить с использованием средств социальных сетей и рекомендаций. Основная аудитория – лица 40–45 лет, начинавшие бизнес в конце 1990 – начале 2000 годов или сделавшие в этот период корпоративную карьеру.

Тем самым участник программы принимает на себя обязательство по руководству или оперативному консультированию одного из приоритетных проектов (антикризисному управлению проблемных предприятий Орловской области) на фиксированный срок. Затем за каждым участником закрепляется либо сектор экономики, либо тип сделок, либо целевой рынок, в которых он соответственно представляет интересы Орловской области в статусе советника Губернатора Орловской области. Вознаграждение участника программы является комплексным и связано с достижением установленных показателей по соответствующему проекту. 

В качестве целевых показателей выступают количество участников программы, из них 200 – отвечающих за развитие инвестиционных проектов г. Орла и 100 – за проекты Орловской области.

В целом Стратегия государственно-частного партнерства позволит обеспечить реализацию региональных приоритетов стратегического развития Орловской области. 

Список литературы

1. Официальный сайт администрации Орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.orel-region.ru. 

2. Официальный сайт аналитического агентства «Эксперт – Ра» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.raexpert.ru. 

3. Ивлева Н. В., Комаревцева О. О. Инновационное развитие региональной экономики в результате присоединения России к ВТО: Повышение конкурентоспособности инновационной экономики региона: коллективная монография. – Орел: Картуш, 2012. – С.249–255.

4. Управление федеральной налоговой службы по Орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.r57.nalog.ru. 

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу