Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №3 (12), Сентябрь 2012


КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Скачать статью полностью

Автор: Ю.С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ,
к.э.н., ассистент кафедры экономико-математических методов и информационных технологий Ульяновского государственного университета
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Экономика предпринимательства

Приведены итоги становления малого предпринимательства и задачи, решение которых необходимо для совершенствования деятельности этой сферы экономики в регионах нашей страны. Представлены методический подход и инструменты прогнозирования развития малых предприятий (регрессионные модели, производственные функции), а также итоги расчета целевых показателей на перспективу.

The results of the formation of small entrepreneurship and the tasks the solution of which is necessary for the improvement of activity in this sphere of the economy in the regions of our country are presented. Offer the methodical approach and the tools of forecasting the development of small enterprises (regression models, production functions), and the results of calculating target indicators for the perspective.

Ключевые слова: концепция, стратегия, проблемы, малые предприятия, регионы, экономико-математические модели, производственные функции, объем производства, численность работников, инвестиции, целевые показатели.

Keywords: conception, strategy, problems, small enterprises, regions, economic-mathematical models, production functions, turnover, quantity of employees, investment, target indicators.

Малое предпринимательство является в настоящее время одной из ключевых движущих сил каждого региона Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что ситуация в малом предпринимательстве за пять последних лет определялась двумя основными аспектами. С одной стороны, существенно увеличилось количество малых предприятий, численность их работников, возросли объемы производства. С другой стороны, роль и место малого предпринимательства явно не достаточны, что отмечается в решениях правительства по ускорению развития этого сектора экономики. Так, в сравнении с зарубежными странами доля продукции, произведенной малыми предприятиями в нашей стране пока мала.

Именно поэтому проблема обоснования стратегии развития малого предпринимательства в нашей стране представляется актуальной. Предлагаемый подход к разработке стратегии обладает существенной новизной. Главной особенностью малого предпринимательства является то, что в стране существует более полутора миллионов малых предприятий. Для каждого из этих предприятий разработать отдельную стратегию его развития не возможно. Разрабатываемая стратегия должна объединять цели и задачи развития всех малых предприятий или хотя бы их абсолютного большинства.

В настоящей статье рассмотрена концепция разработки стратегии развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

При разработке стратегии необходимо рассматривать несколько вариантов развития малого предпринимательства.

Стратегия развития малого предпринимательства (далее Стратегия) разработана с использованием следующих материалов:

  • федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ [7];
  • статистических сборников Федеральной службы государственной статистики, выпушенных с 2006 по 2010 годы [2; 3; 4; 5; 6];
  • концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
  • стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия предназначена:

  • для определения приоритетных направлений развития малого предпринимательства Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;
  • для обеспечения согласованности действий органов государственной власти различных уровней и малых предприятий;
  • для подготовки предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства;
  • для формирования и реализации целевых программ и проектов развития малого предпринимательства.

Стратегия должна включать в себя следующие основные разделы:

  • оценку текущего состояния и основных системных проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
  • определение целевых показателей, характеризующих малое предпринимательство, его роль и место в экономике страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • определение тенденций развития пяти основных для малых предприятий видов экономической деятельности (обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом);
  • комплекс федеральных и региональных мер поддержки малого предпринимательства;
  • оценку потребности в инвестициях для достижения предлагаемых целевых показателей;
  • обоснование численности работников, формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы, регламентирующей рассматриваемый сектор экономики;
  • развитие необходимой инфраструктуры и улучшение институционального климата;
  • ожидаемые результаты реализации Стратегии;
  • описание организационного обеспечения реализации Стратегии.

Разработка Стратегии основывается на анализе текущего состояния малого предпринимательства, закономерностей и тенденций его развития. В таблице 1 приведены некоторые основные показатели деятельности малых предприятий.

Снижение численности работников и объема производства в 2009 году были обусловлены кризисными явлениями. При небольшом росте числа предприятий, численность их работников и объем производства существенно, соответственно на 9 и 12 процентов, возросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом (после окончания экономического кризиса). Существенно, что малые предприятия показали свою динамичность, способность к трансформации деятельности и адекватному реагированию на изменения экономической ситуации. Уже в 2010 году потери, связанные с кризисом удалось практически полностью нивелировать.

На сто тысяч человек населения в России количество малых предприятий увеличилось с 802 в 2007 году до 1133 в 2010 году. Вместе с тем, этот показатель значительно меньше, чем в странах Европейского Союза и США 4500 и 7400 соответственно.

Малые предприятия в настоящее время специализируются на пяти основных видах экономической деятельности [10]. К первому виду относятся обрабатывающие производства, включающие предприятия, производящие пищевые продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия нефтяной, химической, машиностроительной промышленности, а также другие аналогичные производства.

К такому виду экономической деятельности, как строительство относят малые предприятия, ведущие новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.

Следующим видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот вид деятельности будет называться кратко – торговля.

К малым предприятиям транспорта и связи относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности.

Сфера экономической деятельности, связанная с операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг, но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг.

Распределение численности работников и оборота малых предприятий между рассмотренными выше основными видами экономической деятельности приведено в таблице 2. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что среди малых предприятий преобладают предприятия специализированные на торговой деятельности. Доли предприятий, ведущих деятельность в сфере обрабатывающих производств, операций с недвижимостью, строительства и транспорта существенно меньше.

Важной для рассмотрения тенденций развития малого предпринимательства является оценка роли малых предприятий в отраслях народного хозяйства нашей страны. Итоги соответствующего анализа приведены в таблице 3. В ней представлена доля, приходящаяся на малые предприятия, от всех предприятий страны, по соответствующему виду экономической деятельности.

Малые предприятия в торговле, строительстве и операциях с недвижимым имуществом, как по численности работников, так и по обороту занимают значительное (около 30%) место в соответствующих видах деятельности экономики страны (табл.3).

Анализ данных таблицы 3 показывает, что имеются предпосылки для увеличения объемов производства малых предприятий в таких видах деятельности, как торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. При этом необходимо учитывать, что возможности роста производства в этих видах экономической деятельности ограничены.

В значительно большей степени можно наращивать долю малых предприятий в обрабатывающих производствах, транспорте и связи, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, образовании, здравоохранении, коммунальных услугах. Доля малых предприятий в последних пяти отраслях (не указанных в таблице 3) составляет в настоящее время менее пяти процентов от всех предприятий соответствующих видов деятельности.

В процессе исследований были выявлены системные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основными из них являются:

  • слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства;
  • недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах;
  • наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки;
  • многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий;
  • трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам;
  • имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений;
  • негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны;
  • слабая подготовка кадров, особенно работников специально подготовленных для работы в малых предприятиях;
  • слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий;
  • низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления;
  • отсутствие последовательной тарифной политики, особенно в сфере ЖКХ;
  • слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования;
  • слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий;
  • низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий;
  • на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям.

В ближайшие годы необходимо принять на государственном уровне решительные комплексные меры по стимулированию развития малого предпринимательства, которые могут быть оформлены в виде стратегии развития малого предпринимательства. Основные принципы формирования такой Стратегии приведены ниже.

В качестве цели при разработке Стратегии может рассматриваться полное удовлетворение потребностей населения и предприятий в продукции и услугах малых предприятий, за счет увеличения объемов производства и реализации инновационного сценария развития экономики страны. При этом в качестве критерия предлагается использовать уровень насыщения экономики страны продукцией и услугами малых предприятий. Для определения величины этого критерия использовалось два подхода. Первый из них связан с определением максимальных значений доли малых предприятий по каждому из видов деятельности в регионах страны. Второй подход основывался на оценке уровня, достигнутого малым предпринимательство в странах Европейского Союза и США. Подробно соответствующие материалы описаны в монографии [8]. Расчеты показали, что при условии насыщения экономики продукцией малых предприятий средняя доля этих предприятий в общем объеме производства по регионам страны должна составлять: по торговле – 69, по обрабатывающим производствам – 30, по строительству – 70, по транспорту и связи – 35, по операциям с недвижимым имуществом – 65 процентов.

Для достижения поставленных в Стратегии целей необходимо решить ряд основных задач, которые представлены ниже.

1. Увеличение количества малых предприятий за счет создания новых, реорганизации и приватизации действующих предприятий. Создание новых малых предприятий обусловлено нехваткой отдельных видов продукции и услуг на рынках. Стимулирование этого процесса должно основываться на анализе рынков сбыта, а также анализе наличия финансовых и трудовых ресурсов в конкретных регионах, городах, населенных пунктах. В частности, возможна приватизация неэффективных государственных и муниципальных структур и их перепрофилирование. Еще одним направлением решения этой задачи способна стать реорганизация крупных и средних предприятий путем разделения их на более мелкие специализированные структуры. При создании новых малых предприятий возможно решение важных социальных проблем, связанных с трудоустройством имеющегося в ряде населенных пунктов (особенно небольших) избытка трудоспособного населения, а также трудоустройство работников, высвобождающихся из крупных, в том числе градообразующих предприятий. Особое значение имеет такое направление создания новых малых предприятий, как самозанятость. Она основывается на создании небольших, как правило, семейных предприятий при существенной помощи и поддержки со стороны региональных и муниципальных органов занятости.

2. Повышение производительности труда работников малых предприятий с учётом ограниченности трудовых ресурсов и сложной демографической ситуации в стране. Необходимость повышения производительности труда обусловлена требованием существенного роста эффективности производства, а так же ограниченностью трудовых ресурсов (особенно высоко квалифицированных) в большинстве регионов страны. Для решения этой задачи требуется переоснащение малых предприятий и модернизация их оборудования. Особое значение имеет обучение производственного персонала и его переподготовка с учетом быстро изменяющейся технологии производства. Рассматривая проблему в перспективном плане необходимо учитывать сложную демографическую ситуацию в стране. Демографический прогноз до 2030 года, представленный Федеральной службой государственной статистики [11] даже в самом оптимистическом варианте предусматривает увеличение населения не более 0,2 процента в год. Таким образом, возможности экстенсивного роста трудового потенциала в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует. Поэтому повышение производства продукции и услуг малых предприятий, обусловленное поставленной в настоящей Стратегии целью, в большей степени может быть реализовано только за счет существенного роста производительности труда.

3. Обеспечение потребностей населения и других предприятий в продукции и услугах производимых малыми предприятиями. Учитывая, что в ряде видов деятельности доля малых предприятий мала, имеются предпосылки для ее увеличения. В частности, это связано с увеличением объемов производства в обрабатывающих отраслях, сельском хозяйстве. Особое значение имеет развитие инновационных малых предприятий. Необходимые условия для их появления были созданы, в частности, решениями правительства по поддержке вузовской науки.

4. Повышение эффективности малых предприятий, в том числе за счет совершенствования их организационных структур. Улучшение деятельности малых предприятий должно основываться на повышении качества внутрифирменного управления ими, рационализации выполняемых функций. Особое значение имеет совершенствование организационных структур малых предприятий на основе использования эффективных норм управляемости и оптимизации количества руководящих работников.

5. Достижение ценового преимущества продукции малых предприятий. Динамичный характер деятельности этих предприятий, способность быстро реагировать на изменение условий внешней среды, небольшие накладные расходы должны позволить обеспечить конкурентоспособность и устанавливать более низкие цены по сравнению с крупными предприятиями. Еще одним преимуществом малых предприятий являются небольшие транспортные издержки в составе себестоимости продукции, когда изготовитель максимально приближен к потребителю.

6. Комплексное развитие малых предприятий в регионах Российской Федерации, обеспечивающее замкнутый внутрирегиональный цикл производства. В каждом из регионов необходимо иметь малые предприятия, выпускающие в совокупности широкий ассортимент продукции и оказывающие весь необходимый комплекс услуг. Целесообразным является разработка в каждом из регионов страны соответствующих региональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства.

7. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает создание фондов, обеспечивающих финансирование на льготных условиях (с частичным возмещением кредитных ставок из бюджетов различных уровней) малых предприятий; бизнес – инкубаторов и технопарков, где могут быть размещены малые предприятия с оказанием последним ряда аутсорсинговых услуг (консультирование, оценка бизнес-проектов, ведение учета и составление отчетности, предоставление в аренду высокотехнологичного оборудования); использование лизинговых схем для обеспечения основными фондами; создание специализированных информационных систем для обеспечения доступа к законодательным и нормативным ресурсам, рекламы продукции, обмена опытом (специализированные интернет-порталы).

8. Развитие сети подразделений федеральных, региональных и муниципальных органов власти, обеспечивающих организацию деятельности малых предприятий. Подразделения, обеспечивающие деятельность рассматриваемого сектора экономики должны быть созданы не только во всех регионах и городах Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. Деятельность таких подразделений должна быть хорошо скоординирована, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Итогом их деятельности должно стать создание благоприятной для ведения предпринимательской деятельности административной среды.

9. Законодательное и институциональное обеспечение деятельности малого предпринимательства на государственном уровне. Эта задача должна включать подготовку предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативной базы для малого предпринимательства, обеспечение согласованности действий органов власти различных уровней, развитие институтов, функционирование которых оказывает влияние на малые предприятия. При этом должно предусматриваться снижение административной, фискальной, контрольной и других видов нагрузки. Законодательно необходимо решить вопросы специального порядка финансирования и кредитования малых предприятий, предоставления налоговых льгот и разработки финансово-экономических механизмов.

10. Проведение научно-исследовательских работ по анализу динамики, мониторингу текущего состояния и определению путей развития малого предпринимательства. Необходимо разработать новые формы и методы деятельности малых предприятий.

11. Создание системы подготовки руководителей и специалистов для малых предприятий, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, разработка специализированных программ обучения в соответствии с особенностями малого предпринимательства. В регионах и муниципальных образованиях ежегодно необходимо предусматривать организацию семинаров, конференций, тренингов, мастер-классов по обмену опытом работы малых предприятий.

В основе разрабатываемой Стратегии должны лежать целевые показатели, которые характеризуют предполагаемые объемы производства малых предприятий, в том числе по видам экономической деятельности, а так же необходимые финансовые и трудовые ресурсы. Для обоснования этих показателей могут использоваться разработанные автором инструменты анализа и прогнозирования малого предпринимательства. Некоторые из них описаны ниже.
Формула (1) описывает зависимость удельного веса малых предприятий в их общем количестве от численности работников малых предприятий [9]:

где   удельный вес предприятий определённой численности в общем количестве малых предприятий, %;
 x – численность работников малых предприятий, чел.  

Из формулы (1) следует:

  • среди малых предприятий преобладают (69%) предприятия с численностью работников до 15 человек включительно. Предприятий с численностью работников более 50 человек – всего 9%;
  • с увеличением численности работников малых предприятий их удельный вес в общем количестве малых предприятий монотонно убывает, то есть количество предприятий с малой численностью работников значительно больше, предприятий с относительно большей численностью работников;
  • при приближении значения численности работников, занятых на малом предприятии, к максимальной величине (сто человек), соответствующий удельный вес стремится к нулю, оставаясь при этом положительным.

Формула (2) описывает зависимость удельного веса работников, занятых на малых предприятиях определенной численности, в общей численности работников этих предприятий:

где  – удельный вес работников малых предприятий определённой численности в общей численности работников малых предприятиях, %;
x – численность работников малых предприятий, чел.

Рассматривая зависимость (2) можно отметить:

  • с увеличением размера предприятий общая численность работающих на них монотонно снижается, хотя не так резко, как в первой регрессионной модели;
  • в предприятиях с численностью работников менее 15 человек работает свыше 37%, а на предприятиях с численностью менее 25 человек – более половины работников малых предприятий. То есть на небольших предприятиях работает преобладающее большинство всех занятых в малом бизнесе;
  • на малых предприятиях с численностью менее 50 человек занято свыше 82% всех работников, на предприятиях с численностью от 50 и выше – менее 18% работников.

При построении функций (1), (2) использовался регрессионный анализ [1].

Ниже приведены экономико-математические модели, которые описывают закономерности распределения трех показателей, отражающих достигнутый уровень малого предпринимательства: средней численности работников одного малого предприятий (, чел.), среднего оборота в расчете на одно малое предприятие (, млн. руб.), а также значений оборота в расчете на одного работника (, тыс. руб.). Эти распределения представлены по каждому из пяти указанных выше видов деятельности. Для всех видов деятельности три рассматриваемых показателя распределены по так называемому логарифмически нормальному закону распределения.

Соответствующие функции плотности вероятности имеют вид:

–  для малых предприятий торговли

– для малых предприятий обрабатывающих производств

– для малых предприятий в строительстве

 

– для малых предприятий транспорта и связи

– для малых предприятий, специализированных на операциях с недвижимым имуществом

Проверка полученных функций проводилась по критериям Пирсона и Колмогорова-Смирнова. Они не превышают табличные значения: для критерия Пирсона   и для критерия согласия Колмогорова-Смирнова   (табл. 4). В этой таблице приведены соответствующие расчетные значения для каждой из функций (3) – (17). Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод о высоком качестве всех построенных моделей. Отметим, что модели хорошо аппроксимируют исходные данные.

Полученные экономико-математические модели позволили не только уточнить средние значения численности работников малых предприятий, оборота в расчете на одного работника и оборота в расчете на одно малое предприятие, но и более точно описать сформировавшуюся структуру малого предпринимательства и основные показатели его характеризующие. В частности, на основе моделей, рассчитывая соответствующие определенные интегралы, можно определить долю предприятий для различных интервалов, в которых изменяются указанные показатели. Так, например, численность работников преобладающего количества малых предприятий (более 93 процентов), специализированных на торговле, находится в интервале от 3 до 10 человек. Для 93 процентов предприятий значение оборота лежит в интервале от 8 до 50 миллионов рублей. Оборот в расчете на одного работника (для 93 процентов предприятий) изменяется в интервале от 600 тысяч рублей до 5,5 миллионов рублей. Полученные значения могут быть использованы, в частности, при прогнозировании развития малых предприятий, относящихся к различным видам деятельности.

Полученные экономико-математические модели позволили не только уточнить средние значения численности работников малых предприятий, оборота в расчете на одного работника и оборота в расчете на одно малое предприятие, но и более точно описать сформировавшуюся структуру малого предпринимательства и основные показатели его характеризующие. В частности, на основе моделей, рассчитывая соответствующие определенные интегралы, можно определить долю предприятий для различных интервалов, в которых изменяются указанные показатели. Так, например, численность работников преобладающего количества малых предприятий (более 93 процентов), специализированных на торговле, находится в интервале от 3 до 10 человек. Для 93 процентов предприятий значение оборота лежит в интервале от 8 до 50 миллионов рублей. Оборот в расчете на одного работника (для 93 процентов предприятий) изменяется в интервале от 600 тысяч рублей до 5,5 миллионов рублей. Полученные значения могут быть использованы, в частности, при прогнозировании развития малых предприятий, относящихся к различным видам деятельности.

Средние значения, характеризующие отраслевую структуру малого предпринимательства по стране в целом, представлены в таблице 5.

Приведенные в таблице 5 значения среднего оборота в расчете на одного работника были сопоставлены с соответствующими значениями этого показателя для рассматриваемых видов деятельности по стране в целом. Это сопоставление показало, что средний оборот в расчете на одного работника в малых предприятиях торговли и строительства почти на 30 процентов выше, чем аналогичный показатель в среднем по стране. В тоже время, в малых предприятиях обрабатывающих производств значение среднего оборота в расчете на одного работника на 40 процентов ниже соответствующего показателя по стране. На наш взгляд это обусловлено слабым техническим и технологическим оснащением малых предприятий. Поэтому дальнейшее развитие малых обрабатывающих производств должно строиться на широком использовании инноваций и инвестиций. 

Наряду с абсолютными значениями, в таблице 6 приведены доли, приходящиеся на малые предприятия, специализированные на рассмотренных выше видах экономической деятельности. Эти доли характеризуют три основных показателя:

  • доля количества малых предприятий соответствующего вида деятельности в общем количестве малых предприятий ;
  • доля численности работников малых предприятий соответствующего вида деятельности в общей численности работников малых предприятий ;
  • доля оборота малых предприятий соответствующего вида деятельности в общем обороте малых предприятий .

Значения показателей  и   по различным регионам (республикам, краям, областям) России находятся в небольшом диапазоне. То есть величина этих показателей практически не зависит от местоположения региона, его размера и уровня развития в нем малого предпринимательства.

Комплексной моделью, описывающей зависимость оборота совокупности малых предприятий страны в целом и ее отдельных регионов от двух факторов, является производственная функция. В качестве факторов в этой функции выступают инвестиции в основной капитал и заработная плата работников малых предприятий. Такие производственные функции, построенные по данным, характеризующим малые предприятия в регионах Российской Федерации за 2007, 2008, 2009 годы приведены ниже:

где     – соответственно оборот малых предприятий за 2007, 2008, 2009 годы, млрд. руб.;
 – инвестиции в основной капитал малых предприятий, млрд. руб.;
  – заработная плата работников малых предприятий, млрд. руб.

Отметим, что функции (18) – (20) очень близки как по значениям коэффициентов и величинам степеней при факторах. Это говорить об устойчивости экономических процессов, характеризующих сектор малого предпринимательства. Поэтому, на наш взгляд, эти функции и вытекающие из них зависимости (коэффициенты эластичности, изокванты, изокосты, траектории расширения) могут быть использованы при обосновании целевых показателей Стратегии. Отметим, что сумма степеней во всех уравнениях больше единицы, что говорит об имеющем место возрастающем эффекте масштаба, то есть более быстром увеличении оборота малых предприятий при одновременном росте факторов производственной функции.

Обоснование целевых показателей должно опираться на сравнение альтернативных вариантов развития малых предприятий в регионах страны. При этом в качестве критерия может использоваться минимизация ресурсов. В тех случаях, когда в соответствующем регионе имеются существенные ограничения на трудовые ресурсы, именно этот показатель может служить основой для принятия в качестве наиболее приемлемого варианта с минимальной численностью работников. И, наоборот, в условиях избытка рабочей силы приемлемым может являться соответствующий вариант.

Альтернативные варианты расчетов можно производить с использованием разработанной автором на основе производственных функций оптимальной траектории расширения. Оптимальная траектория отражают наилучшие пропорции инвестиций в основной капитал и заработной платы для совокупности всех малых предприятий каждого субъекта страны. Соответствующая зависимость имеет вид:

Итоги расчетов целевых показателей для наиболее приемлемых вариантов по каждому региону страны используются при формировании сводных значений целевых показателей по федеральным округам и стране в целом. Целевые показатели отражают суммарный оборот малых предприятий, их общая численность работников, количество малых предприятий, а так же дифференциацию этих показателей по основным видам экономической деятельности.

Учитывая изложенную выше концепцию развития малых предприятий, в таблице 7 приведен прогноз значений основных целевых показателей на 2030 год, выполненный автором.

Изложенный концептуальный подход, цель и задачи Стратегии, а так же предложенные инструменты должны позволить обосновать целевые показатели и сформировать мероприятия Стратегии развития малого предпринимательства для страны в целом и ее отдельных регионов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Список литературы

1.   Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1986. – 366 с.

2.   Малое предпринимательство в России. – 2006: стат. сб./ Росстат. – M., 2006. – 134 с.

3.   Малое предпринимательство в России. – 2007: стат. сб./ Росстат. M., 2007. 151 с.

4.   Малое предпринимательство в России. – 2008: cтат. сб. / Росстат. – M., 2008. – 164 с.

5.   Малое и среднее предпринимательство в России. – 2009: cтат. сб. / Росстат. – M., 2009. – 151 с.

6.   Малое и среднее предпринимательство в России. – 2010: cтат. сб. / Росстат. –M., 2010. – 172 с.

7.   О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.07 г., № 209-ФЗ. – СПС «Консультант Плюс», 2012.

8.   Пиньковецкая Ю. С. Малое и среднее предпринимательство: достигнутый уровень и инструменты анализа. – Saarbrucken (Germany): LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 171 с.

9.   Пиньковецкая Ю. С. Численность предприятий малого бизнеса в Российской Федерации: результаты анализа // Экономика региона. – 2009. – № 2. – C. 224–229.

10.   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности // Система «Налоговая справка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.okvad.ru.

11.   Демографический прогноз до 2030 года // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/b273bf80446245b682bcb26964b99b0f#.

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу