Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:

 

Интернет-журнал «Экономические исследования», №2(10), Ноябрь 2010


ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Скачать статью полностью

Автор: Е.В. ГОРШЕНИНА, заведующая кафедрой экономики Тверского государственного университета, д.э.н., профессор, П.А. СОРОКИН, студент магистратуры Тверского государственного университета
Специальность:Экономика и управление народным хозяйством
Направление:Информационные технологии в экономике

Целью данной работы является обзор и систематизация современных web-технологий, применяемых в сфере электронной коммерции, а также проведение сравнительного анализа данных технологий по степени использования в электронной коммерции и выявление наиболее популярных и эффективных средств разработки для различных моделей бизнес-процессов.

The purpose of this work is to make the review and systematization of the modern web-technologies that are used in the sphere of e-commerce and to conduct the comparative analysis of these technologies by the usage in e-business and exposure of the most popular and effective development tools for different business-process models.

Ключевые слова: web-технологии, электронная коммерция, web-контент, web-программирование, электронный маркетинг, интернет-торговля, интернет-реклама, интернет-магазин.

Keywords: web-technologies, electronic commerce, web-content, web-programming, electronic marketing, internet sale, internet advertisement, internet shop.

 Современный перечень интернет-технологий, реализуемых в сфере экономики, открывает фирмам огромные возможности для организации, ведения и поддержки электронного бизнеса. Средой для электронной коммерции является всемирная сеть Internet, в которой и реализуются бизнес-проекты. 

Информационные технологии, применяемые в электронной коммерции, подразделяются на следующие виды:
  • Электронный обмен данными (обмен данными внутри компании и с другими участниками бизнеса). Задачей электронного документооборота является уход от бумажных носителей и перенос документов в электронный вид. Это обеспечивает высокую надежность и точность сбора данной информации, высокую скорость взаимодействия сотрудников компании, посредников, участников рынка, а также неограниченный доступ к необходимым документам. В качестве примера можно привести следующие системы электронного документооборота: 1C:Документооборот, Globus Professional и т.д.
  • Электронная торговля (интернет магазины, торговые площадки, аукционы). Главные причины торговли через интернет – снижение торговых издержек, проведение торговых операций удаленно, т.е. без непосредственного присутствия заинтересованных сторон, более эффективное информирование бизнес-партнеров и проведение рекламных акций. Наиболее известными примерами электронной торговли являются системы ozon.ru, ebay.com, netzmartk.de, amazon.ru, yahoo.com.
  • Электронный маркетинг (интернет-реклама, анализ спроса на продукцию, исследование рынка). К преимуществам данного вида электронной коммерции относится эффективное предоставление информации покупателям, продвижение бренда товара и получение точной информации о процессах купли-продажи и о рынке в целом. Таким образом, применение электронного маркетинга позволяет привлечь более широкую аудиторию по сравнению с обычными видами маркетинга. Примерами могут служить CRM-системы (управление взаимоотношениями с клиентами), а также ORACLE CRM on Demand, qSRM, Microsoft Dynamics CRM Live и др.[13]
  • Информационно-аналитические системы (системы моделирования, прогнозирования, сбора информации, управления информационными процессами, мониторинга и анализа). Применение данных систем направлено на анализ деятельности предприятия, поддержку бизнеса и автоматизацию наиболее сложных бизнес-процессов. Одной из главных задач информационно-аналитической системы является сбор информации, ее агрегирование и распределение по различным прикладным областям с последующим анализом полученных данных. В результате чего и формируются выводы, которые в дальнейшем используются экспертами для проведения аналитических исследований. Примерами таких систем являются ИАС «Контроль-НП», ИАС «Ситуация-регион“ и др.

Рассмотрим наиболее распространенные и популярные технологии [1,5], применяемые в сфере электронной коммерции (рис 1). Данная группировка является обобщенной и включает технологии для различных прикладных областей: языки разметки и программирования web-страниц, инструменты разработки и управления веб-контента и приложений для Веб, средства интеграции веб-контента и приложений в Веб [2].   

Рисунок 1 – Группировка Web-технологий в электронной коммерции

Первой группой Web-технологий являются языки разметки [7,8]. В компьютерной терминологии язык разметки (текста) – набор символов или последовательностей, вставляемых в текст для передачи информации о его выводе или строении. Текстовый документ, написанный с использованием языка разметки, содержит не только сам текст, но и дополнительную информацию о различных его участках (например, указание на заголовки, выделения, списки и т. д.). В более сложных случаях язык разметки позволяет вставлять в документ интерактивные элементы и содержание других документов [3]. Языки разметки используются везде, где требуется вывод форматированного текста. Например, для проектирования интернет-сайтов, порталов и аукционов, т.е. средств для посреднической, рекламной, информационной и торговой сфер электронной коммерции (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Языки разметки, применяемые в интернет-торговле

Ко второй группе Web-технологий относятся языки web-программирования, которые, в основном предназначены для работы с интернет-технологиями. Они отличаются от языков разметки в первую очередь тем, что с их помощью можно также описывать логику (поведение) приложения. Языки web-программирования активно применяются в электронной коммерции, а именно, для разработки информационно-аналитических систем реального времени (рис. 3), интерактивных систем, которые подразумевают постоянное взаимодействие с пользователями (поисковые системы), систем прогнозирования, моделирования и расчета экономических показателей [8].

 

Рисунок 3 – Языки web-программирования и технологии разработки web-приложений, применяемые в информационно-аналитической сфере бизнеса

К третьей группе относятся инструменты разработки и управления веб-контента и приложений для Веб. Такими инструментам являются системы управления веб-контентом (Web content management system, WCMS или Web CMS) – программное обеспечения класса систем управления контентом, реализованное обычно в виде веб-приложения, и предназначенное для создания и управления HTML-содержимым [7]. WCMS обычно используется для управления и контроля большими, динамически изменяемыми коллекциями веб-материала – HTML документами и связанными с ними картинками [9]. Такая система упрощает процесс создания, управления, редактирования контента и решает многие другие важные задачи, связанные с поддержкой этих процессов. Данные системы используют такие технологии как PHP, Python, Perl, XForms, SOAP и др. WCMS могут интегрироваться также с языками разметки, например с XML через расширение ebXML (electronic buisiness XML) – XML для электронного бизнеса. Основное назначение системы управления веб-контентом – предоставление открытой XML-инфраструктуры, обеспечивающей безопасное глобальное использование информации электронного бизнеса. В связи с функционированием огромного количества приложений, созданных на базе различных технологий в современных бизнес-системах, возникает задача объединения данных приложений и предоставления пользователю всех типов информации и сервисов. Задача веб-интеграции заключается в том, чтобы объединить разнородные веб-приложения и системы в единую среду на базе сети Интернет, а также обеспечить защиту предоставляемой информации. Некоторые виды WCMS, разработанные на различных платформах, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 –Примеры систем управления веб-контентом (WCMS

Сравнительная характеристика использования основных технологий в различных сферах электронной коммерции показала, что наиболее используемыми технологиями в электронной коммерции являются PHP, PYTHON, RUBY (языки web-программирования) и JSP.NET (технология разработки) (табл. 1).

Таблица 1 – Применение web-технологий в электронной коммерции*

* Условные обозначения: “+“ – технология используется, “–“ – не используется, “±» – может использоваться (на практике чаще всего не используется, но теоретически может использоваться)

По данным мировых компаний, занимающихся оценкой программных продуктов и современных информационных технологий, в том числе и технологии web-разработки, опубликованы рейтинги языков программирования [10,11]. Приведенные рейтинги выявили наиболее популярные web-технологии в сферах электронного бизнеса (рис. 5). 

Рисунок 5 – Степень использования web-технологий в электронной коммерции

В заключение отметим, что применение информационных технологий в сфере электронной коммерции дает возможность более эффективно вести бизнес, т.е. снижать издержки производства, осуществлять эффективные маркетинговые исследования, автоматизировать процессы купли-продажи и информирования клиентов, проводить анализ рынка, моделировать и прогнозировать бизнес-процессы, управлять персоналом и выбирать более оптимальные бизнес-стратегии. 


Список литературы

1. Карминский А. М., Карминский С. А., Нестеров В. П., Черников Б. В. Информатизация бизнеса – М.: Финансы и статистика, 2004 г.

2. Овчинников Р., Сухов С. Корпоративный веб-сайт на 100% — СПб.: Санкт-Петербург, 2009 г. – С. 428-440.

3. Панащук С. А. Разработка информационных систем с использованием CASE-системы Silverrun. «СУБД», 1995, №      3. – С. 1-11.

4. Горин С. В., Тандоев А. Ю. Применение CASE-средства Erwin 2.0 для информационного моделирования в системах обработки данных. «СУБД», 1995, №      3. – Гл. 6.

5. Тронин Ю. Н. Информационные системы и технологии в бизнесе, – М.: Изд-во «Альфа Пресс», 2005. 

6. Business Application Research Center. – Электрон.дан. – [Б.м., 2010]. Режим доступа:  www.olapreport.com/A–rchitectures.htm. – Загл. с экрана. 

7. Институт информационных технологий. – Электрон. дан. – [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.intuit.ru – Загл. с экрана. 

8. Открытая Интернет-энциклопеция – Электрон. дан. – [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.wikipedia.ru. – Загл. с экрана. 

9. IBM Rational Software. — Электрон.дан. – [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.rational. com/products/. – Загл. с экрана. 

10. TIOBE Software. Компания оценки стандартов оценки программного обеспечения. – Электрон.дан. – [Б.м., 2010]. Режим доступа: http://www.tiobe.com/index.php/content/company/Home.html. – Загл. с экрана. 

11. Социальный инжиниринг. – Электрон. дан. – [Б.м., 2009]. Режим доступа: http://www.catb.org/. – Загл. с экрана. 

12. Явный индекс популярности языков программирования. – Электрон. дан. – [Б.м., 2008]. Режим доступа: http://lang-index.sourceforge.net/. – Загл. с экрана. 

13. Независимый CRM портал. – Электрон. дан. – [Б.м., 2009]. Режим доступа: http://www.crmonline.ru/– Загл. с экрана. 

Все статьи интернет-журнала

Расширеный поиск по журналу